Страховщики оказались в одной связке с банкирами, которые с 2013 года находятся под всевидящим оком Центробанка РФ. Теперь же контрольный орган добрался до страховых компаний и ограничил лицензию на страхование ОСАГО такого крупного игрока, как "Росгосстрах". Перейдет ли отныне рынок страховых услуг на более качественный уровень, узнала Pravda.Ru.
ОСАГО - наверное, самая спорная услуга страховых компаний, которая, как показало время, не пришлась по нраву ни автомобилистам, ни (поначалу) страховщикам. В результате качество этой услуги в России находится на крайне низком и едва ли приемлемом уровне. Поэтому новость о том, что Центробанк нагрянул на рынок страхования с целью зачистить нерадивых игроков еще и там, а не только в банковском секторе, должна бы стать радостной для автомобилистов. Решение ограничить полномочия компании "Росгосстрах" по части выдачи полиса ОСАГО в Банке России объяснили многократными нарушениями законодательства компанией. В числе нарушений — непредоставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, а также навязывание дополнительных услуг.
Как заявили в главном банке страны, с 1 апреля по 25 мая 2015 года на крупного игрока страхового рынка поступило свыше 2300 жалоб от граждан. При этом в отношении "Росгосстраха" с начала года было вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье КоАП. По-видимому, эти постановления действия не возымели, и результаты не заставили себя ждать. Представители компании поспешили сообщить журналистам, что не понимают, за что на них обрушился гнев Центробанка. И с этой стороны можно заметить, что, действительно, претензии по части нарушения законодательства об ОСАГО должны быть направлены не только к этому игроку рынка.
По сути, все страховые компании, получив в нагрузку от государства обязанность предоставлять якобы убыточную услугу автострахования, пытаются выжать из этого направления прибыли по максимуму. Поэтому с дополнительными услугами, отсутствием скидок и другими фокусами страховщиков, надо полагать, сталкивались все владельцы автомобилей в России. И, конечно, у всех назрел вопрос, изменит ли ситуацию вмешательство Центробанка.
"Хорошо, что есть какая-то реакция на все это, но плохо, что все равно это в руках ЦБ, — заметил в беседе с "Правда.Ру" председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин. - На мой взгляд, вопросы ОСАГО должны, прежде всего, регулироваться законом, а оперативно решаться - правительством. А то, что делает ЦБ, - это в большей степени потакание интересам страховщиков. И то, что ситуация дошла до такого состояния, - во многом это вина ЦБ. Это результат отсутствия должного контроля и подыгрывания аппетитам страховых компаний. Поэтому я считаю, что реакция ЦБ запоздалая и далеко не полная на все те безобразия, которые здесь имели место. Кроме того, виноват не только "Россгосстрах". Конечно, это крупнейшая компания, она несет главную ответственность за состояние дел, но все-таки проблема не только в нем, а в целом в том, что государство раз за разом идет на поводу у страховщиков".
Кроме того, Виктор Похмелкин уверен, что улучшение качества работы страховых компаний — это процесс, очень тяжелый, запущенный и требующий серьезных системных изменений. Тем временем, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства и председатель всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков считает, что история с "Росгосстрахом" может оказать положительный эффект на страховой рынок.
"У нас вообще страна живет за счет сигналов, и сигнал подается таким образом: берется один из нарушителей, ему "вставляется", и дальше остальные должны это воспринимать. В принципе, иногда это работает. Вообще, люди, которые страхуют свои машины, порой месяцами не могут решить проблему. Поэтому я думаю, что это очень правильная вещь. Надеюсь, что она будет работать", — поделился своим мнением с Pravda.Ru Илья Хандриков.
Как бы то ни было, но хотелось бы надеяться, что проблемы в "Росгосстрахе" — это первая птичка на рынке страхования, и в особенности по направлению автострахования, на котором, как отмечают эксперты, страховщики на самом деле зарабатывают баснословные суммы!
"Есть абсолютно открытая статистика, которая говорит не в пользу доводов страховых компаний о необходимости повышать тарифы. За 2014 год страховые компании собрали 151 миллиард рублей только по одному этому виду ОСАГО. А заплатили около 90 миллиардов — 59 процентов от того, что собрали. А в Законе об ОСАГО, который был принят в 2003 году, в статье 8 черным по белому написано, что 80 процентов от того, что страховые компании собрали, они должны направить на выплаты потерпевшим. Из них три процента идут в компенсационный фонд Российской ассоциации страховщиков, это за выплаты компаний-банкротов, а 77 процентов мы должны получить чистых выплат. А получили мы только 59 процентов. Получается, что в прошлом году страховые компании прямо нарушили закон, недоплатили автовладельцам 26 миллиардов рублей. За всю историю ОСАГО с нас собрали, за 11 лет, больше триллиона рублей, а заплатили только чуть больше половины — 53 процента, а должны были 77 процентов. В абсолютной величине страховщики недоплатили 246 миллиардов рублей за 11 лет действия ОСАГО. При этом они выдумывают разные доводы, но закон не выполнен. Они незаконно оставили у себя огромные суммы наших денег. Получается, что 246 миллиардов нам не заплатили за ущерб либо тариф завышен", — рассказывал Pravda.Ru ранее президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
Читайте также:
ОСАГО - бесстрашное беззаконие страховщиков
Смысла в ОСАГО нет, а в дорогом - тем более
"ОМС+" от минздрава: заплати и подключи