Выплаты по ОСАГО: кто судить будет?

Российский рынок страхования взволнован. Сегодня в Государственной думе обсуждается законопроект о повышении выплат по ОСАГО, которое страховщики и без того традиционно считают убыточной услугой. На повестке дня также введение нового порядка фиксирования аварии без участия сотрудников ГАИ, для чего чиновники предлагают использовать систему ГЛОНАСС.

Увеличить выплаты по ОСАГО необходимо полагают в комитете по финансовым рынкам — разработчике законопроекта. При этом чиновники заранее обнадеживают автомобилистов, что стоимость полиса обязательного страхования повышаться не будет. Это обещание немало удивляет вторую заинтересованную сторону — представителей страховой отрасли.

Согласно документу, лимит по ущербу жизни и здоровью должен быть повышен до 500 тысяч рублей, а размер максимальной выплаты за материальный ущерб по европротоколу достигнет 50 тысяч рублей. Выплаты по ОСАГО в Москве и Московской области предлагается поднять до 400 тысяч в случае, если участники аварии смогут предоставить фото и видео с подробностями случившегося. Впрочем, даже если в "разборе полетов" будет задействованы сотрудники ГАИ, лимит останется таким же.

Читайте также: Повышение выплат по ОСАГО грозит бедой

Данный законопроект (как, впрочем, большинства ему подобных) вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Во-первых, разумно возмущение страховщиков, которые вопрошают, как можно увеличить выплаты по ОСАГО без повышение его стоимости? В таком случае, замечают работники отрасли, есть только один выход оставить услугу рентабельной — сократить количество ДТП на дорогах. А эта задача в нашей стране уже из области фантастики.

Довольно слабо в России применяется и система европротокола, направленная на упрощение оформления ДТП для последующего обращения его участников в страховые компании. А для того, чтобы страховые компании могли произвести выплаты, пострадавшим необходимо приложить данные видеорегистратора, подробные фотографии с места ДТП или информацию со спутниковой системы. Последнее будет возможно при повсеместном распространения устройств спутниковой системы ГЛОНАСС, замечают чиновники. Как пишет "Российская газета", проект закона об обязательном оснащении всех автомобилей в РФ системой экстренного реагирования ГЛОНАСС уже обсуждается в Госдуме. Предполагается вменить в обязанность производителям оснащать таким оборудованием новые автомобили, а установка аппаратуры на старые машины ляжет на плечи владельцев. Предварительная оценка стоимости устройства составляет около 3-4 тысяч рублей.

Однако рассуждения чиновников, по мнению экспертов, пока еще далеки от реальности. А реальность такова, что на данный момент европротоколы оформляют всего порядка трех-четырех процентов водителей, остальные же предпочитают в случае ДТП по-старинке дожидаться приезда сотрудников ГАИ. И судя по тому, что порядок выплат по европротоколу еще обсуждается и вырабатываются новые правила, ретроградство автолюбителей в данном случае вполне оправдано.

Читайте также: Как спастись от долгового наследства?

"В настоящий момент страховщики занимаются изучением инициатив Минфина. Оценивается возможное количество обращений по обсуждаемым новым правилам европротокола, определяется "механика" работы с заявлениями, к которым будут прикладываться данные видеорегистратора и спутниковой системы, проводятся консультации с производителями таких устройств. Для страховщиков эти вопросы являются непростыми", — поделился с Правдой. Ру руководитель управления методологии обязательных видов ОАО "АльфаСтрахование" Денис Макаров.

По мнению Макарова, в существующем виде широкое распространение европротоколов невозможно: "Во-первых, наше население, даже водители двух столичных регионов, не активно реагирует на нововведения. Мне сложно представить себе, что водители начнут покупать различные дорогостоящие системы только ради получения возможности заявлять убытки по упрощенной системе. Для страховщика идеальным вариантом является наличие данных одновременно как от системы видеонаблюдения, так и спутниковой системы — только в этом случае страховщик сможет пресечь попытки мошенничества. На сегодня предложений устройств, удовлетворяющих этому требованию, очень мало. Изменится ли ситуация к моменту введения новшества — большой вопрос".

"Второй момент — доступность специального оборудования. Водитель, который может позволить себе иметь в машине систему видеонаблюдения со встроенной спутниковой системой, скорее всего, является или будет являться обладателем полиса КАСКО. Соответственно, начинать реализацию предложенной идеи лучше именно с данного вида страхования. После того, как фиксация ДТП при помощи видеорегистратора и спутниковой системы, получит какое-то распространение, это можно будет ввести и в ОСАГО. То есть драйвером распространения упрощенного оформления ДТП, по моей оценке, выступит скорее КАСКО, нежели ОСАГО", — считает Денис Макаров.

Сейчас же КАСКО является скорее помехой к внедрению европротоколов, поскольку в большинстве договоров о данном страховом продукте прописана необходимость вызова ГАИ в случае ДТП. Выходит, что законопроект об ОСАГО нуждается в тщательной и подробной проработке. В этой связи накануне глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина сообщили журналистам, что в весеннюю сессию документ вряд ли будет принят Госдумой.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"