К середине сентября 2012 года правительству должны предоставить "Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 года". Документ предусматривает перемены в пенсионной политике государства уже с будущего года. В числе предполагаемых изменений: увеличение "возраста дожития", а также повышение отчислений в ПФР для самозанятого населения.
В результате обсуждения планов по изменению системы формирования пенсионного фонда России найден консенсус. В данном случае речь идет о повышении тарифов для работников вредных производств (на 4 и 2% — для списков вредных производств № 1 и 2 соответственно. К 2015 году для них предполагается повышение до 9 и 6%), а также увеличении периода выплаты пенсии, так называемого "периода дожития" с 19 лет в 2013 году до 21 года в 2015 году.
Отметим, что списки № 1 и 2 касаются так называемых "досрочных" пенсионеров. В дальнейшем для этой категории пенсионеров предполагается выстроить отдельную "корпоративную" модель пенсионного обеспечения — с привлечением банков, страховых компаний. Также авторы стратегии предлагают увеличить срок выплат пенсий до среднестатистического 21 года. В настоящее время "возраст дожития" для женщин составляет 17 лет, для мужчин — 14. С 2013 его увеличат до 19 лет, в планах же — увеличить его до 21 года.
Это не означает, что если пенсионер проживет дольше, то пенсии ему по истечении срока не достанется. Это просто значит, что пенсионеры (в том числе и те, кто 21 год на пенсии не проживет) будут получать меньше денег каждый месяц. Дело в том, что при планировании ежемесячного размера пенсии используется так называемый коэффициент дожития. И чем он меньше, тем больше размер пенсии. Таким образом, Пенсионному фонду России позволят сократить размер ежемесячных выплат и немного подсократить растущие расходы.
Еще одна идея, относительно которой найден консенсус, — увеличение с 2013 года выплат в ПФР для самозанятого населения. Отчисления собираются увеличить вдвое. Сейчас они составляют 14386,32 рублей в год. Еще порядка 3 тысяч рублей выплачивается в ФОМС.
По данным главы ПФР Антона Дроздова, численность экономически активного населения в России составляет 70 миллионов человек. Платят в Пенсионный фонд РФ только 48 миллионов, а с учетом работающих пенсионеров — 60 миллионов человек. Сейчас в России официально насчитывается порядка 5,7 миллиона лиц, которые кормят себя, оказывая разнообразные услуги населению, занимаясь малым производственным бизнесом или работая фрилансерами в компаниях.
Самый многочисленный отряд самозанятых — владельцы малого бизнеса (около трех миллионов человек), фрилансеры различных специализаций, юристы, ремесленники и фермеры. Самозанятые, которые глядя на нынешнее состояние пенсионной системы, не горят желанием затыкать дыры в ПФР. Кроме того, определенный минимальный размер пенсии гарантирован, смысла платить больше никто не видит.
"Желающих уклониться от такой государственной инициативы будет более чем достаточно, что спровоцирует новые механизмы оплаты труда фрилансерам, еще больше раздувая рынок "серых" денег", — считает аналитик МФХ FIBO Group Андрей Воронин.
При этом Минтруда и Пенсионный фонд предлагают совершить "страховой маневр". Накопительную часть пенсии, перспективы которой были подвопросом, предлагается сохранить. Однако отчисления на период трех лет могут быть сокращены. На указанный срок взнос в накопительную часть может снизиться с нынешних 6% до 2-4%. Разницу в несколько процентов предлагается отчислять в распределительную часть пенсий, то есть начать выдавать пенсионерам. А если кому-то захочется все-таки формировать свою накопительную часть на старость, то ему будет предложено написать заявление и отчислять дополнительные 2% уже из своей зарплаты. Это помимо тех 6%, которые будет платить работодатель и которые теоретически должны были направляться в личное накопление. То есть платить нужно еще больше, причем безо всякой уверенности в том, что государство, собрав деньги, вновь не поменяет правила игры. Кстати, непонятна и судьба уже сделанных гражданами пенсионных накоплений, которые оцениваются в 1,8 триллиона рублей.
С 2002 года государство буквально настаивало на том, чтобы граждане активно участвовали в накопительной системе. Повышение отчислений каждый раз сопровождалось рассказами о сладком будущем пенсионеров, смолоду участвующих в накопительных программах. Дескать, распределительная часть пенсии будет маленькой, а поэтому "копите, Шура, копите". Справедливости ради отметим, что большинство будущих пенсионеров в суть этих программ не вникало и участвовать в них не захотело. С того же 2002 года пенсионная реформа подвергалась нещадной критике, а накопления постоянно подъедала инфляция. Не раз говорилось и том, что участие в накопительной программе должно быть полностью добровольным.
Что в итоге получается: налоговые отчисления (в пользу теоретически обеспеченного будущего) с граждан повысили, так как именно в этом был главный финансовый интерес. А когда пришла пора получать денежку первым накопителям, правила игры решили изменить. Напомним, что 1 июля вступил в действие закон о выплатах пенсионных накоплений, и первые немногочисленные накопившие уже обратились в Пенсионный фонд России. Это преимущественно "досрочники", мужчины после 1953 года рождения и женщины после 1957. Взносы за них уплачивались всего два года — с 2002 по 2004. Только за первый месяц действия нового закона за назначением выплаты из средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд России обратились 285 тысяч граждан.
Окончательное решение по дальнейшим пенсионным маневрам еще не принято. Минфин и Минтруда еще посоветуются с ПФР. Тем не менее, большинство указанных мер скорее всего будут внедряться довольно оперативно. Согласно Основным направлениям бюджетной политики (ОНБП), в 2013 году трансферты Пенсионному фонду в абсолютном выражении сократятся на 29 миллиардов рублей. Это обусловлено принятым в расчетах абсолютным сокращением трансферта из федерального бюджета на покрытие бюджетного дефицита ПФ России в 2013 и 2014 годах на 23,2 миллиарда и 148 миллиардов рублей соответственно.
"Сокращение указанного трансферта при неизменном тарифе страховых взносов говорит о том, что в расчеты уже заложены некоторые элементы реформы пенсионной системы, дающие немедленный эффект", — поясняет сотрудник НИУ Высшая Школа Экономики Наталья Акиндинова.
Читайте также:
Нефтяное пятно на Трудовом кодексе
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"