"Детская иммунология находится на стыке двух наук: педиатрии, как науке о ребенке и собственно иммунологии, — говорит зав. отделением детской иммунопатологии Института иммунологии, доктор мед. наук Михаил Ярцев. — Но некоторые направления можно определить и более точно. Первая проблема — это иммунодефициты (недостаточность иммунитета), иногда выявляемые с первых месяцев жизни ребенка.
Другая проблема — аутоиммунные заболевания. То есть, иммунитет у ребенка есть, но работает он в аномальном режиме. Вместо того, чтобы защищать организм, он нападает на:
В результате развиваются:
И третье направление детской иммунологии — аллергии. При аллергии развивается аномально высокая иммунная активность, как реакция на внешние раздражители.
Надо помнить, что аллергическая реакция — это не всегда плохо. Если ребенок начинает чихать, попав в пыльное помещение — это нормально. Ненормально, когда пыли нет, а он чихает и чихает.
Прежде чем идти к специалисту, попробуйте:
и посмотрите на результат. Беспокоиться нужно тогда, когда ребенок реагирует на самые малые внешние раздражители, на которые остальные просто не обращают внимания.
Существует две группы иммунодефицитов. Первичные иммунодефицитные состояния - это генетически обсуловленные стойкие дефекты развития иммунной системы. Чаще всего они врожденные или проявляются в раннем детском возрасте. В зависимости от того, насколько значимо поврежденное звено иммунной системы и насколько глубоко оно повреждено, оценивается тяжесть заболевания.
Эти дети должны быть под постоянным наблюдением детских аллергологов-иммунологов. Для полноценной жизни таким детям часто нужны пересадки костного мозга, регулярные переливания плазмы крови. К счастью, эти заболевания встречаются достаточно редко.
Не нужно думать, что болеть — это всегда плохо. Плохо болеть подолгу и с осложнениями. Как правило, к перенесенным заболеваниям организм либо совсем не возвращается, либо сталкивается с ними уже окрепшим. Дети, переболевшие разными штаммами вирусов, во взрослом возрасте практически перестают болеть.
Если у ребенка определен вторичный иммунодефицит, то это тоже не значит, что он требует немедленной коррекции иммунитета. Последний в таких случаях страдает от внешних условий:
И в этих случаях нужно не иммунитет корректировать, а устранять причину, вызвавшую его нарушение".
"Иммунитет — механизм тонкий, и информацию о нем врач получает по внешнему виду, анализам, по опросам родителей о болезнях родственников, — продолжает тему аллерголог-иммунолог, кандидат мед. наук Варвара Присяжнюк.
— Своеобразный тест на провокацию иммунитета — это детский сад. Если малыш ходит в детсад, пусть даже у него иногда появляется насморк и он болеет, то все нормально. А если вы не водите ребенка в сад потому, что он часто болеет даже дома — это повод для тревоги.
Вообще, где тонко, там и рвется. Если у ребенка гастрит, а он продолжает уплетать копченую курицу с кетчупом, то нечего сваливать ослабленное здоровье сваливать на иммунитет и просить врача его исправить.
Если ребенку нехорошо в домашних условиях, оглянитесь: может, стоит скатать ковры, пропылесосить или кошку отдать бабушке…
Удивление вызывают мамы, которые не следят за своим здоровьем во время беременности, позволяют себе:
а потом требуют от врачей исправить иммунитет своего ребенка.
Сегодня продается большое количество иммуномодуляторов, но пользоваться ими нужно только после консультации с:
Лор-врач нужен потому, что иммуномодуляторы не должны назначаться, если у ребенка есть непролеченный очаг хронической инфекции. Например, когда в миндалинах гнойные пробки, то, что тут можно модулировать? Сначала нужно поставить диагноз, а затем только назначать иммуномодуляторы или отказываться от них".
Читайте также: