Несмотря на обилие популярных медицинских изданий и телепередач, порой, разговор пациента с врачом напоминает беседу двух иностранцев на третьем языке. Вроде и слова знакомые, а понимаются по-разному или не понимаются вообще. Специалисты ГНИЦ профилактической медицины провели исследование, в котором попытались узнать, насколько хорошо понимает больной то, что говорит ему врач на приеме.
Двум группам людей (практически здоровым и уже страдающим разными заболеваниями) предложили расшифровать 20 наиболее употребительных медицинских терминов. Среди них были такие понятия как
Оценки за правильные ответы выставлялись по 5-балльной шкале. Оказалось, что в группе самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний, даже те, кто уже имел проблемы с сердцем, смогли набрать не больше 1,8 балла. Несколько лучше обстоит дело в понимании общеупотребительных терминов (болезнь, здоровье, профилактика, стресс). Здесь уровень знаний пациентов почти дотянул до оценки "хорошо" — 3,8 балла.
Из всех кардиологических терминов самым известным и правильно понимаемым оказался "инфаркт", который определялся людьми как "омертвление сердечной мышцы" или "разрыв сосудов сердца". Неплохо воспринимается термин "патология", трактуемый, как "болезнь". Правда, почему-то очень часто с приставкой "наследственная", что неверно.
Так же оказалось, что практически все понимают, что такое "вредные привычки — факторы риска". А вот термин "рациональное питание" воспринимается нашим сознание очень узко: только как "полноценное питание с необходимым количеством жиров, белков и углеводов. При этом напрочь забыты кратность питания, его калорийность, химический состав пищи.
Дальше — хуже. Представления о "холестерине" у нас оказалось на уровне представлений о полтергейсте. По мнению большинства опрошенных, холестерин — это что-то невидимое, страшно вредное и совершенно ненужное для нашего организма. Между тем, холестерин совершенно необходимое для многих внутренних химических процессов вещество, и лишь его переизбыток приводит к проблемам сосудами.
Термин "гиперхолестеринемия" (повышенный уровень содержания холестерина в крови) вообще оказался пустым звуком. Наиболее частым ответом на вопрос, что это такое были: "абракадабра", "понятия не имею о чем речь". Понятие "атеросклероз" одни понимали, как "остекленение сосудов", а другие как "провалы в памяти". Самым близким к правде объяснением было таким: "когда сосуды ожиряются изнутри". Ухо режет, но по сути верно.
Не менее трудным для восприятия оказался термин "стенокардия". Никто из опрашиваемых даже не приблизился к его пониманию. А ведь без понимания того, что происходит с вашим организмом, очень трудно убедить человека соблюдать меры профилактики болезни и режим ее лечения. Чаще всего стенокардию определяли как "нарушение в ритме работы сердца", что совершенно неверно.
Нарушение ритмов — это аритмия или тахикардия, а стенокардия — это болезнь, основным признаком которой являются кратковременные приступы боли за грудиной, длящиеся 2-5 минут и проходящие после прекращения физической нагрузки или приема нитроглицерина. Старшее поколение пациентов правильно называли старое название болезни — "грудная жаба", а молодежь посчитала, что "жаба" — это заболевание легких.
Конечно, разбираться в липидном обмене, ферментах и прочих тонкостях работы нашего организма должен врач, а не пациент. Но мы с вами обязаны разбираться в том, какие сигналы может нам посылать наше тело, сообщая о поломке, а главное, к какому врачу с этими поломками нужно идти прежде всего. Ведь читаем же мы инструкции к бытовой технике, чтобы правильно ей пользоваться, хотя далеко не все разбираются в том, как устроена микроволновка или видеодвойка.
Заботиться о собственном здоровье, не зная, что именно с вами происходит и от какой именно болезни вы хотите избавиться — трудно. Потому и сами пациенты должны понимать о чем идет речь, не стесняться спросить или открыть книгу. Но и врачи должны понимать, что пациента необходимо заинтересовать его собственным здоровьем, а для этого доступно объяснить ему в чем заключается его проблема. И не нужно оглядываться на недалеких коллег, которые могут обвинить тебя в вульгаризме и примитивизме. В конце концов, главное — это излечение человека от болезни, а не потакание корпоративному мнению.