В группу ингибиторов протонного насоса/протонной помпы (ИПН/ИПП) входят такие медикаментозные средства, как "Омепразол", "Омез", "Лансопразол", "Ланзоптол", "Ланзап" и другие. Новое исследование выявило, что у людей, проходящих лечение данными препаратами, на 80% повышается риск развития острого гастроэнтерита.
В прошлом эти медикаменты называли абсолютно безопасными, однако новые работы ученых все чаще демонстрируют, что не до конца были изучены побочные явления.
По информации одного из авторов исследования, основная проблема в том, что большинство людей "подсаживается" на препараты данной группы без особой надобности, например, выпивая их от изжоги. И лечатся ими длительное время, некоторые даже всю жизнь. Безопасность на протяжении такого огромного временного промежутка прежде не изучалась. ИПН вступают в контакт с большим количеством лекарств и некоторые комбинации довольно опасны.
Ранее ИПН обвиняли в увеличении вероятности онкологии желудка и даже преждевременной смерти. Ученые из высшего учебного заведения Сорбонны были не настолько критичны и постановили, что присутствует только высокая вероятность острого гастроэнтерита. Правда, очень высокая — на целых 80%.
Специалисты использовали сведения из французской национальной базы данных. В общей сложности было изучено более 233 тысяч человек, постоянно употребляющих вышеуказанные лекарства, которых сравнили с почти 627 тысячами людей такого же возраста, не лечившихся этими препаратами.
В итоге было выявлено, что люди, принимающие ИПН, на 80% чаще страдали от кишечного гриппа (вирусный гастроэнтерит, ротавирусная инфекция). Кишечный грипп — то, что представители медицинской среды называют острым гастроэнтеритом. Основные признаки недуга: сильная рвота, жидкий стул и болевые ощущения в горле.
Есть несколько версий, почему прием ИПН так сильно увеличивает риск образования ранее указанных недугов. Но самой убедительной является то, что из-за хронического уменьшения кислотности ротавирусы (и их собратья) гораздо быстрее заселяют желудок, так как кислота уже не может их сдерживать.
Стоит отметить, что нашлись и те, кто не поверил результатам исследования. Например, доктор Арун Сваминат, трудящийся в одной из больниц Нью-Йорка, заявил, что у него есть основания не доверять выводам вышеуказанной деятельности.
Так, например, французские светила научной среды считали, что человек переболел острым гастроэнтеритом, если у него имелся рецепт на данный препарат, чаще всего применяющийся для лечения этого недуга. Но стоит помнить, что эти медикаменты назначаются и при терапии прочих болезней.
Еще один нюанс в том, что в случае с ИПН ученые также основывали свои выводы на наличии у больных рецептов. Но во Франции можно приобрести данные лекарства и без соответствующего документа от врача. В связи с этим совсем не факт, что те, кто, по мнению авторов исследования, не употреблял препараты этой группы, и в самом деле их никогда не пили.
Однако исследователи предупреждают, что все равно нужно проанализировать важность приема данных лекарственных средств. При тяжелых недугах:
скорее всего, положительное влияние лекарства преобладает над рисками. А вот в иных ситуациях, например, при изжоге, лучше выбрать другие способы борьбы.
Фото: credoweb. bg