В 1987 году 20 миллионов человек по всему миру страдали от изнурительной болезни, называемой охноцеркохом, или речной слепотой (глистная инвазия, которая встречается в теплых районах Африки и Америки, передающаяся при укусе мухами). Эта паразитарная инфекция вызывает боль, дискомфорт, сильный зуд, раздражение кожи и, в конечном итоге, необратимую слепоту, в результате чего мужчины, женщины и дети по всей Африке не могут работать, заботиться о своих семьях и вести нормальный образ жизни.
Но недавнее открытие препарата под названием "Ивермектин" было готово изменить все это. Лекарство было не только дешевым и легко синтезируемым, но и мощным: всего одна доза в год позволяла полностью избавить пациентов от недуга и даже остановить прогрессирование слепоты. Разработчики препарата Сатоши Омура и Уильям Кэмпбелл получили за новинку Нобелевскую премию по медицине в 2015 году.
Признавая, что группы населения, наиболее подверженные риску заболевания, были бедными и неспособными обеспечить себе лечение, Merck & Co пообещала присоединиться к борьбе с речной слепотой. Фармацевтическая компания поклялась, что немедленно начнет бесплатно распространять лекарство среди людей в любой стране, которая его запрашивала, "столько, сколько потребуется".
Щедрое предложение компании должно было стать последней главой короткой истории с оптимистичным концом: искоренением трагической и предотвратимой болезни, которая мучила человечество на протяжении веков. Но этого не произошло: 30 лет спустя по всему миру бушует речная слепота, от которой страдают почти 37 миллионов человек, а 270 тысяч из которых остаются слепыми.
Тропические болезни, в том числе речная слепота, резко контрастируют с туберкулезом, который, по оценкам, поражает треть населения мира из-за растущей распространенности штаммов с высокой устойчивостью к антибиотикам.
Короче говоря, лечение туберкулеза застопорилось, потому что в медицине не осталось лекарств, с помощью которых можно его лечить, молекулярные биологи исследуют новые способы, которыми мы можем, наконец, победить эту упрямую болезнь.
Но это только увеличивает важность речной слепоты и других распространенных заболеваний, от которых, в отличие от туберкулеза, наука действительно имеет эффективные лекарства, при этом они недорогие. Даже со всеми необходимыми инструментами мир не смог вылечить излечимое.
Эти недуги распространены в тропических и субтропических странах, не имеющих хорошей инфраструктуры здравоохранения и медицинских ресурсов. Эти болезни, как правило, убивают не сразу, а, наоборот, приводят:
Читайте также:
Мораль не спасает: чем российский СПИД хуже африканского
С ног на голову: россияне не должны платить за лекарства
Борис ЖЕРЛЫГИН: сговор фармкомпаний и Минздрава связан со взлетом заболеваемости