Сретенье — последний из зимних православных праздников, входящих в число "двунадесятых", то есть двенадцати самых главных.
Однако, несмотря на официальное свое значение, он совершенно стерся из сознания, и сегодня никто, кроме священнослужителей и практикующих прихожан, толком не объяснит, в чем смысл торжества.
Собираясь написать об этом, я провел мини-опрос 23 моих знакомых, людей интеллигентных, разбирающихся в истории религии. Из них 17 просто развели руками, а остальные сказали, что это — день сращения зимы с весной.
"Сретенье — сращенье" — очень созвучно, отсюда и народное поверье, отзвуки которого сохранились в памяти сильнее, нежели истинное значение праздника. Действительно, в старину в деревнях убежденно верили, что в "Стречань" встречается зима с летом, чтобы побороться, кому идти вперед, кому возвращаться назад.
По теме: Что празднуют православные в Сретение Господне?
Сретение Господне - встреча человека и Бога
Сретение - праздник православной молодежи
На самом же деле истоки этого христианского праздника — всего лишь освященный новой религией старый иудейский обряд. Согласно ему каждая еврейка должна принести своего первенца-сына на 40-й день после его рождения в синагогу и совершить молитву очищения, представить ребенка Богу и выкупить его, так как каждый первенец мужского пола принадлежит Яхве. Цена выкупа составляет по Библии пять сиклей (шекелей).
Иисус Христос родился, как стали считать с IV века, 25 декабря. Сороковой день от этой даты приходится, следовательно, на 2 февраля, (по новому стилю — на 15-е). Поскольку Дева Мария была правоверной иудейкой, а Иисус родился у неё первым, то на сороковой день она с мужем своим Иосифом, номинальным отцом Христа, понесли ребенка в иерусалимский Храм.
Обряд этот на иврите носит название "пидион хабен", что означает "выкуп первенца". Первые христиане, точнее иудеохристиане, были евреями, говорившими на арамейском языке, а в рассеянии — на койне, "общем языке", употребляемом по всей территории Римской империи, этаком вульгарном греческом.
Выговорить на койне "пидион хабен" было трудновато, поэтому он трансформировался в греческое "ипапанди", что означает всего лишь набор звуков. Но и по сей день в Греции праздник, называемый у нас Сретеньем, звучит именно так.
Как видите, событие это в жизни Христа было совершенно обыденным и заурядным. Поэтому первые христиане никак его не выделяли. И лишь в 496 году римский папа внес Сретенье в реестр особо важных.
В Византии Сретенье утвердилось лишь полвека спустя, в 541 году. В Константинополе тогда три месяца свирепствовала моровая язва, и к ней добавилось страшное землетрясение в Антиохии (Малой Азии), унёсшее множество жизней.
Поскольку подоспело 15 февраля, то в избавление от кар небесных было совершено всенародное торжественное моление. Землетрясение больше не повторилось, а чума пошла на убыль, видимо, исчерпав себя. Но в сознании людей это связалось с Божественным Провидением, и Сретенье стало с тех пор считаться великим праздником.
Поскольку христианство пришло на Русь в самом конце X века, никакого "ипапанди" не потребовалось, да и резало оно русский слух своим неблагозвучием.
В Киевской Руси Сретенье совпало по времени с языческим праздником Громницей, пришедшим с тех далёких времён, когда всесильный Огонь признавался древними славянами за бога или божественную силу, заключавшуюся в нем, силу жизни или смерти. Вот почему главным в этом празднике было изготовление и чествование Свечи.
Громничная или, как её стали затем называть, сретенская свеча должна была оберегать всякий дом, где она хранилась, от грома и молнии, отсюда и название. Раз сделанная, она ежегодно увеличивалась прибавкою нового воска, а когда доходила весом до пуда, её сдавали в церковь и взамен начинали "растить" новую.
В языческие времена громничную свечу крутили из воска, собранного всей деревней, и принадлежала она тоже всему миру. Отсюда и средневековый церковный обычай сретенскую пудовую свечу давать на дом в связи с каким-либо особым событием в семье.
Причём очередь соблюдалась очень строго, а перед принятием её в дом (обычно это происходило вечером), обязательно весь день семья постилась.
На Сретенье в церкви освящались также малые свечи. К ним от громничных времён перешли многие поверья. Например, считалось, что если по пути из церкви домой огонь не погаснет, и если к тому же на руку упадут три капли воска, то это обязательно к счастью.
Придя домой, огнём громницы подпаливали себе волосы. Потушенную свечу разламывали на кусочки и разбрасывали в хлеву, дабы уберечь скотину от падёжа. Свечу брали на поле, когда начинались сева и жатва.
И вы неполенитесь 15 февраля зайти в церковь, купить свечу и принести домой. Если есть в доме образ, лучше поставить её под ним, если нет — выберите уголок поуютнее. В грустную минуту зажгите свечу и поведайте ей, что томит душу.