Футбол сегодня смотрят миллионы, а то и миллиарды людей. Среди болельщиков есть и мужчины и женщины, и молодые и пожилые. Разумеется, не может остаться в стороне от футбола и религия — в частности, Православная церковь. Как Церковь относится к спорту и, в частности, к футболу?
Можно ли быть верующим и в тоже время быт поклонником футбола — тема недостаточно раскрытая на страницах церковной печати и весьма актуальная в наше время. Согласно учению Церкви, тем, чем живет Церковь, должен жить и мир. Но и то, чем живет мир, не должно быть чуждо для Церкви.
Если объективно проанализировать аргументы за и против, можно прийти к выводу, что в последние годы спорт приносит больше искушений, нежели пользы. С одной стороны, футбол — это хорошо, поскольку на любительском уровне он развивает организм и укрепляет здоровье. С другой, хорошо известно, что околофутбольные страсти зачастую имеют хулиганское и даже откровенно бандитское обличье.
Читайте также: Как Церковь относится к алкоголю?
Как в этом отношении быть верующему человеку? Можно ли примирить эти две на взгляд противоположные тенденции — любовь к футболу и религиозный образ жизни, можно ли найти гармонию между футбольным стадионом и Церковью, вопросы который волнуют сегодня многих.
Прежде всего, следует принять к сведению, что не футбол является поводом распространяющегося хулиганства, а слабость человеческой воли, внутренняя склонность человека и жажда злоупотребления спортом. Смотреть футбол и заниматься им не запрещает ни Священное Писание, ни церковное предание. Недопустимы злоупотребления, поскольку хулиганство на стадионах приводит болезненным состояниям, порабощающим душу и разрушающим тело.
Если речь идет о футболе как средстве сплочения нации и укрепления патриотизма, то такой футбол вряд ли может помешать развитию человеческой души. Другое дело — фанатизм с его нетерпимостью к соперникам, драки на стадионе и погромами после игры… Потому Церковь старается преобразовать эту сторону общественной жизни. И воцерковленные футболисты как раз и должны служить примером для своих поклонников. Ведь, как бы мы не предостерегали от "сотворения себе кумиров", это — кумиры. Им подражают миллионы подростков во всем мире, собирают фотографии, гоняются за автографами.
Читайте также: Церковь и молодежь: зачем они друг другу?
Известно, что, всячески поддерживая физкультуру и любительские занятия спортом, Церковь отрицательно относится к "большому" профессиональному спорту. В частности не приветствуются запредельные психофизические нагрузки, которые в итоге отрицательно сказываются на организме.
Сегодня профессиональный футбол — это многомиллионный бизнес. Да и сама игра стоит достаточно дорого. Профессиональные футболисты — настоящие мастера, которые высоко ценятся на трансферном рынке, и чей труд высоко оплачивается владельцами клубов. Они и играют на стадионах, стоимость которых даже трудно представить. Такой большой спорт, играющий на гамме человеческих страстей и пороков, не совместим с религией.
В то же время Церковь считает, что спортивные звезды могут служить примерами для молодежи. Но при одном условии — если будут помнить, что победы и призы — не главное. Куда важнее сохранять внутреннюю гармонию между телом и духом и не сводить все к "голам, очкам и секундам".
Читайте также: Экстремальный спорт: подвиг или глупость
Каково же должно быть отношение к футболу православных христиан — пусть каждый поступает согласно с его личными желаниями и религиозным усердием. Так, на Чемпионате мира в США 1994 года, где блистала румынская сборная, одному из игроков после победы задали вопрос: "Вы забили два мяча. Наверное, этот день был самым счастливым в вашей жизни?". Он ответил: "Нет. Самый счастливый день для меня был месяц назад, когда Патриарх Феоктист встречался с нашей сборной и подарил нам Библии". Это и есть достойный пример человека и профессионала с большой буквы.
Фото превью: ЕлицыМедиа