Сейчас у православных стало модным ездить к дальним святыням или бежать к привезенным в местный храм откуда-то издалека святыням. Но разве родные святыни хуже? Не такие настоящие и не настолько чудотворные?… Что-то уж очень это напоминает страсть к импортным шмоткам и раскрученным брендам.
Увы, такие путешествующие святыни часто бывают если и не поддельные, но, по крайней мере, сомнительные, а возящие их нарушают правила как своей, так и нашей Церкви.
Обо всем этом и настоящих русских святынях главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказал настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей отец Александр (Агейкин).
Читайте начало интервью:
Священник: томос — идеологически-имущественная сделка
Константинополь признал нормой раздрание ризы Христовой
Константинополь разрушает православие
Томос для Украины: слезы не могут быть от Христа
"Томос ПЦУ — томос рабства, а не свободы"
Новый раскол православия: будем с Богом — надежда есть
— Отец Александр, когда в Москву привозили из Афона пояс Богородицы, из Бари мощи святителя Николая, к ним, конечно, были огромные очереди. Но недавно прошла информация, что в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Калуге прибыли святыни Сербского монастыря Хиландар на святой горе Афон. Там была чудотворная икона Божьей Матери "Троеручица", которая находится в этом монастыре, и почему-то совершенно немыслимые бесценные святыни — ковчег с частицами гроба Господня, крест, хитон Христа из других монастырей. При этом 12 человек в храме служили, но было всего 12 прихожан. Как такое возможно?
— Это противостояние против своего патриарха, потому что такое привезение мощей незаконно. Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод, поддержавший своего Патриарха своим решением, приостановил поминовение Вселенского Патриарха и прервал евхаристическое общение с ним. Клирики Константинопольского патриархата не могут сослужить клирикам Русской православной церкви, все их епископы, их священники, их монахи.
— Они не имеют права служить в наших храмах?
— Да, и не имели права вообще привозить сюда эти святыни без разрешения Патриарха. А такового у них нет. Это такое самоволие настоятеля, который где-то с кем-то договорился — и ему привезли. Кто эти люди, откуда, действительно ли это монахи Хиландарского монастыря? И это не сербский монастырь, он сербского происхождения, но в юрисдикции Константинопольского патриарха.
Они не имеют права приезжать на территорию другой канонической Церкви без разрешения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Это то же самое, что мы сейчас возьмем и мощи Святого равноапостольного князя Владимира без всяких согласований начнем возить по храмам Константинопольского патриархата. Они будут в недоумении, потому что так не делают. Так не принято делать.
— Что делать людям? Понимаете, во-первых, для меня не понятно, как они привезли, пассажирским рейсом?
— Я просто боюсь, что это некая частная инициатива, как иногда просят: "А привезите-ка нам какую-нибудь святыню". — "А для чего?" — "Для поправки материального состояния прихода, чтобы сделать ремонт храма". — "А как вы это себе понимаете?" — "Ну люди пойдут, они будут денежки оставлять". — То есть это просто некий коммерческий расчет у некоторых людей в голове.
Святыню привезли не для того, чтобы люди имели возможность прикоснуться к этому, а чтобы кто-то на этом что-то заработал и смог крышу покрыть на храме, еще что-то сделать. Но нужно-то глубже смотреть, нужно смотреть, а не предаешь ли ты в этом действии свою Церковь, верен ли ты своему патриарху, своему епископу.
Людей жалко, конечно, они ищут святыни. Но у нас самих столько святынь, которых мы не знаем, не чтим и не любим. А здесь мы даже не знаем происхождение этих святынь. Если отследить вояжи этих якобы чудотворных икон Хиландарского монастыря, ковчегов с мощами, то увидим, что их возят по приходам Русской церкви уже на протяжении семи-восьми лет непрестанно, никуда не уезжая с территории России.
Это такой круговорот по всем весям, по всем епархиям и приходам. И то, что происходит, людей, которые возят эти святыни, совершенно не интересует. А эти монахи, которые семь-восемь лет возят эти святыни по стране, они уже забыли, где вход в их Хиландарский монастырь.
— Так святыни-то эти все-таки настоящие? Ведь икона "Троеручица" очень известная. Как же ее столько лет возят?
— Это все списки. Конечно, никто же не отдаст с Афона подлинный образ на несколько лет, даже на год не отдадут. Поэтому эти ковчеги с маленькими частичками мощей, иконы, писаные с чтимых икон афонских обителей, что почитаются, просто для того, чтобы больше людей собирать.
— Тогда это совершенно другая история...
— Это коммерческий проект. Просто очень жалко людей, которые действительно ищут благодати, действия благодати Божией. Они чтут эти святыни, приходят им поклониться, а ими просто пользуются.
— В России, действительно, есть очень много своих святынь. В вашем Богоявленском Елоховском кафедральном соборе, например, есть чудотворная икона Казанской Божией Матери, "Весь собор", очень древняя икона Николая Чудотворца. Однако даже не все люди, которые приходят в этот храм, знают об этом.
— Мы стараемся, конечно, доносить до людей эту информацию. Сейчас очень активно продвигается идея присутствия каждого прихода в социальных сетях, где люди могли бы узнать, какие святыни находятся в храме. В нашем и других наших соборах очень много чтимых святынь.
У нас это, в первую очередь, чтимый чудотворный образ Казанской Божией матери в истинную меру написанный и уже прославленный многими чудесами. Это мощи святителя и чудотворца Алексия, митрополита Московского, который уже больше 70 лет заступничеством патриарха Алексия I пребывает в Богоявленском соборе.
Это мощи, десница Святого апостола Андрея Первозванного, которая находится уже около 30 лет в Елоховском соборе, и царская святыня Московского Кремля, которая была передана Патриарху Пимену еще в празднование тысячелетия Крещения Руси.
Часть святынь, которые находились, были переданы в храм Христа Спасителя. Это глава Иоанна Златоуста, тоже это царские святыни Московского Кремля, образ почитаемый "Взыскание погибших", это образ почитаемый список с чудотворного образа, который на Ордынке всеми любимый, "Всех скорбящих радость", это образ Чудотворного Святителя Николая, афонский образ как дар любви "Млекопитательница".
У нас святынь очень много. Раньше о них знала вся Москва, а сейчас новое поколение, к сожалению, теряет связь со старым поколением. Если мы раньше говорили: о Елоховском соборе, то все знали не только, что это за храм, но и какие там святыни, а теперь это совсем не так.
Это был в свое время самый большой и знаменитый храм, он считался фундаментом, оплотом православия не только в Москве. Он был и патриаршим, и кафедральным, и всероссийским. В нем совершались многие события, в нем более 15 раз служил Святитель и Патриарх Тихон.
В нем состоялось четыре интронизации русских патриархов: Патриарха Сергия, Патриарха Алексия I, Патриарха Пимена, Патриарха Алексия II. В нем погребены два патриарха, в нем столько святынь! Каждый считал своим долгом хотя бы один раз в году приехать в Москву и побывать в Елоховском соборе.
Смотрите видео интервью полностью: Киев, ПЦУ и Константинополь в руках ЦРУ