Синод Русской Православной Церкви, заседание которого прошло в Минске, по итогам заседания, постановил разорвать евхаристическое общение в Вселенским Патриархатом. Полный текст постановления можно прочитать на официальном сайте РПЦ.
В частности, в этом заявлении говорится: "Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права "первого без равных" (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией.
"Такое видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей", — предупреждал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года в определении "О единстве Церкви".
В том же определении Собор призвал Константинопольскую Церковь "впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей".
Решение о разрыве евхаристического общения было принято Русской Церковью после того, как Константинопольский Патриархат самовольно и единолично снял анафемы и принял в общение раскольника, "патриарха" Филарета (Денисенко). Этот деятель был лишен Русской Церковью всех чинов и званий и, более того, вообще анафематствован.
Следующий момент — это вторжение Вселенского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, которая является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. Вторжение это было осуществлено под предлогом "предоставления автокефалии", то есть независимости Украинской Церкви от РПЦ. НО нюанс в том, что Украинская Церковь этого ни у кого не просила. Ни у Москвы, ни у Вселенского Патриархата.
Вообще, здесь стоит оговориться, что проблема с таким вторжением Константинополя выходит далеко за пределы масштабов Украины. Фактически, патриарх Варфоломей и его иерархи наносят удар по всему каноническому стрю Православия и по православному единству в глобальном масштабе.
Ряд церковных иерархов уже дал свою однозначную оценку неправомерным действиям Константинопольского Патриархата. В частности, сербский епископ Ириней (Булович) прямо завил, что Вселенский Патриархат "предоставляет автокефалию раскольникам".
Несколько дней назад Архиепископ Элладский Иероним отказал Патриарху Варфоломею в аудиенции, сославшись, правда на занятость. Но намёк, что называется, весьма прозрачный. Предстоятель Александрийской Церкви, Патриарх Феодор уже посещал с официальным визитом Одессу, где служил литургию вместе с главой канонической Украинской Церкви, митрополитом Онуфрием.
Ну и далее можно перечислять очень долго. В любом случае, в ближайшие дни главы всех Поместных Православных Церквей выскажут свое мнение по поводу и решения Синода РПЦ, и последних действий, и решений Константинопольского Патриархата.
Дело это, кстати, уже приняло политический оборот. Поскольку проблема назревающего церковного раскола обсуждалась пару дней назад на заседании Совета Безопасности РФ. Понятно, что только в режиме "обмена мнениями", у нас все же светское государство. Но и здесь намек весьма ясный, насколько острой может стать эта проблема.
В принципе, разрыв евхаристического общения между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом в недавнем времени уже был, в конце девяностых, на несколько недель, в силу опять же вторжения Константинополя на канонические территории Русской Церкви, в тот раз, в Эстонии. Тогда всё тот же патриарх Варфоломей все же несколько сдал назад и проблему удалось решить мирно.
Сейчас, в общем-то, у Вселенского Патриархата еще есть возможность отменить свои последние решения, пока не стало окончательно поздно. Раскол в христианстве дело такое — он куда быстрее совершается, чем потом залечивается.
С другой стороны, судя по последним заявлениям Вселенского Патриархата, останавливаться они не собираются, что, конечно, весьма печально.
В любом случае, то каким будет православие уже в недалеком будущем, будут сейчас решать главы всех поместных церквей, давая свою оценку и Фанару, и Москве. Белорусская церковь, кстати, присоединилась к позиции РПЦ…