В Стамбуле пройдет Синод Константинопольской Церкви, одним из ключевых вопросов, которые будут обсуждаться руководством Вселенского Патриархата, будет подготовка к так называемой "автокефалии" Украинской Православной Церкви.
А точнее, о том, чтобы организовать и провести "всеукраинский православный собор". На Украине, стоит напомнить, уже сейчас активно действуют два константинопольских экзарха, которые ведут подготовку к этому действу непосредственно на месте.
Оба эти епископа являются представителями украинских церквей в Канаде и в США, которые в свое время были организациями с крайне сомнительной канонической принадлежностью, однако в какой-то момент, их, фактически, легализовал Вселенский Патриархат, сделав своими "автономиями".
Примерно такую же операцию, в обход и Русской Православной Церкви, и Украинской Церкви Московского Патриархата Вселенский Патриархат планирует организовать и на Украине.
Москва уже прореагировала на эти шаги Фанара (квартал в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского Патриарха Варфоломея). Поскольку речь идет о самочинном вмешательстве во внутрицерковные дела и на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, которая является частью Церкви Русской, Синод РПЦ постановил не поминать на литургиях Вселенского Патриарха, а клирикам Русской Церкви не сослужить совместно со священниками и епископами КП.
Также, представители РПЦ вышли из всех межцерковных структур, где председательствуют или сопредседательствуют клирики Вселенского Патриархата. Глава Украинской Церкви, блаженнейший митрополит Онуфрий, в свою очередь, отказался от встреч и контактов с "константинопольскими экзархами".
Евхаристическое общение, при этом, пока сохраняется, и верующие Русской Церкви могут участвовать в литургиях, проводимых в храмах и монастырях КП. Но если нынешний Синод Вселенского Патриархата продолжит свою политику, направленную, фактически, на раскол и религиозную смуту на Украине, то и такое общение будет прекращено. И фактически, это будет означать начало церковного раскола.
В общем, от предстоящего Синода КП ничего хорошего ждать не приходится. И речь не только о некий канонических последствиях, и церковном размежевании, но и о вещах вполне материальных. Есть опасение, что после такой "легализации" новой "церкви", на Украине опять начнутся массовые беспорядки и силовые захваты храмов. То, что и ряд епископов РПЦ, и православных экспертов называют "новой гражданской войной", теперь уже по религиозному признаку.
Чисто технический вопрос заключается в том, кого, собственно, будут собирать константинопольские экзархи? Представители УПЦ МП в лице митрополита Онуфрия ясно дали понять, что этот собор проигнорируют, и что они находятся в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви.
При этом, на Украине есть ряд псевдоправославных раскольнических организаций, которые также именуют себя "православными церквями". Одна из наиболее заметных из них, это "филаретовский раскол" или Украинская православная церковь Киевского Патриархата, возглавляемая бывшим митрополитом Русской Церкви, а ныне анафематствованным "патриархом" Филаретом Денисенко.
Он уже давно хочет легализоваться в православном мире и легализовать свою "церковь". И, судя по всему, он активно попытается это сделать с помощью "патриарших экзархов" и Вселенский Патриархат. Тут, правда, снова есть проблема канонического свойства. Снять анафему с отлученного от Церкви человека может только та Поместная Церковь, которая эту анафему и наложила. И в данном случае это снова Русская Православная Церковь.
При этом, есть еще и некая "Православная Автономная" украинская Церковь, и "пашковцы" и еще ряд маргинальных групп. Но помимо своей общей неприязни к каноническому православию, все эти структуры и друг к другу не питают особо теплых чувств, а Фанару нужно именно некое объединение в некую общую структуру всех этих течений разной степени неканоничности, чтобы создать хотя бы подобие видимости "православного единства" на Украине.
Потому, что официально все эти действия Вселенского Патриархата, как минимум, на уровне публичной риторики спикеров КП, продиктованы именно "заботой о церковном единстве и врачевании раскола на Украине".
На практике, повторимся, если Константинополь продолжит свою политику по созданию на Украине некоего "альтернативного православия", закончиться это может весьма печально. Опыт осад Киево-Печерской Лавры, силовых захватов храмов, избиения священников и прихожан УПЦ МП у Украины уже имеется. И имеются те силы, которые готовы выступить именно в таком режиме в случае продолжения истории с "украинской автокефалией" и её легализацией со стороны Фанара.
Конечно, остаётся шанс, что Синод КП "сдаст назад", осознав последствия своих действий, но он, скажем прямо, ничтожно мал. Вселенскому Патриархату хочется новых территорий и увеличения влияния, в том числе, и финансового. Плюс, и американское "православное лобби" и политики на Украине крайне заинтересованы в создании "нового украинского православия".
Правда, еще один немаловажный нюанс заключается в том, что Фанар, конечно, возьмет под управление некую новую "единую украинскую церковь", но вот даст ли он потом автокефалию, то есть, полную независимость, этой "украинской церкви"?
С такими шагами Константинополь не торопится, к тому же это входит в противоречие с политическими и материальными интересами КП. Так что, фанатам "украинской церковной независимости" в общем-то тоже рано радоваться.
Подытоживая, стоит еще раз подчеркнуть, что действия патриарха Варфоломея и Вселенского Патриархата по вопросам "автокефалии" на Украине противоречат не только каноническому праву, но и юридическому принципу светскости государства.
Поскольку с инициативой об организации украинской церковной независимости к Варфоломею неоднократно обращался не какой-то епископ или митрополит, а президент Украины, Пётр Порошенко. Который в своих публичных выступлениях открыто заявлял, что этот вопрос для Украины имеет сугубо политическое, а не религиозное значение.