Константинопольский патриарх Варфоломей считает себя первым среди равных — главой Матери Церкви, колыбели Православия. Он намерен соорудить на Украине собственный экзархат и после этого дать ему автономию. Разберемся, насколько значимы его полномочия, откуда такая смелость в противостоянии с РПЦ и как его вразумить.
Православие как апостольская христианская Церковь оформилось на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия нашей эры под предводительством кафедры епископа Константинополя. В 1054 году произошло отделение от православия течения "западников", которые назвали себя католиками, избрав "наместника Бога" — Папу. Они признали Христа Богом, стали прощать грехи за деньги, а несогласных — истреблять.
Летом 1439 года в Флоренции была подписана уния об объединении католической и православной церквей под властью Папы Римского. От имени Русской церкви унию подписал митрополит Исидор — грек по национальности, ставленник Константинополя. Официальной резиденцией русского митрополита в то время являлся город Владимир, но фактически митрополиты проживали в Москве, что усиливало позиции московских князей и делало Москву религиозным центром Руси.
По приезду домой, в Москву, Исидор за самоуправство по решению церковного суда был посажен князем Василием II Темным в тюрьму. Кстати, сначала Исидора с позором выгнали из Киева, где он целый год отсиживался после возвращения из Флоренции.
В 1448 году в Москве главой Русской церкви впервые без согласования с Константинополем был избран епископ Рязанский и Муромский Иона. Можно считать, что именно с этого момента русское православие открестилось от униатского Константинополя, а его завоевание турками было воспринято на Руси как Божье наказание за вероотступничество.
Именно поэтому наши предки объявили Москву Третьим Римом, то есть наследницей погибшего Константинополя, призванной собрать воедино всех православных.
Через десять лет папа Пий II попытался взять реванш у Москвы, он объявил Иону "нечестивым отступником" и назначил в Киев своего митрополита. Это послужило причиной последующего административного разделения Русской церкви на две митрополии — Московскую и Киевскую. Разделению будет положен конец лишь в 1654 году, когда произойдет воссоединение Украины с Россией.
Русская церковь к тому времени имела уже статус патриархата. Начались долгие переговоры с Константинополем о переходе украинских приходов под каноническое правление Москвы. Согласие на передачу Киевской митрополии в ведение Московского патриарха было достигнуто в 1686 году в Андрианополе при принципиальном согласии великого турецкого визиря.
Мусульмане после взятия православной столицы милостиво разрешили "Вселенскому" патриарху восседать в Стамбуле во главе небольшой паствы, но запретили ему именовать себя этим титулом и ограничили в действиях. Турки способствовали решению вопроса в пользу русской патриархии, так как желали сохранить мир с Российской империей.
Из вышесказанного следуют два важных вывода: во-первых, любой "Вселенский патриарх" с 1439 года — не православный, а во-вторых, с 1453 года он зависит от турецкой администрации.
В 1918 году кафедра Константипольского патриарха опустела, патриарх Герман V под давлением властей Османской империи ушел в отставку. Через три года англичане ему нашли замену в США. Эммануил Николау Метаксакис, архиепископ Афинский и Греческой церкви в США, объявил себя новым патриархом Мелетием IV. Он проиграл выборы, но угрозами заставил избранного митрополита отказаться от должности.
Мелетия IV не смутило соборное отлучение от Церкви, он отменил его, а затем начал раздавать томосы, ибо желающих стать "самостоятельными" всегда много. На английских штыках из США к нам с добром никогда не приходят, в это время в СССР продвигался проект "Живой Церкви", почему бы не воспользоваться им, чтобы погубить православный оплот — Русскую церковь? Несомненно, "Живая церковь" получила бы томос от самозванца-униата, но тут Лондон решил, что это может усилить большевизм, и проект закрыли.
После Мелетия Константинопольский патриарший Синод под председательством Григория VII вынес постановление об отстранении от управления Церковью патриарха Русской церкви Тихона как "виновного в церковной смуте". Константинополь пытался продвигать автокефалию для "красной Церкви", но потом от проекта отказались большевики.
Идея о поглощении православия никогда не покидала униатов. После распада СССР Константинопольский патриархат снова пошел против РПЦ. Именно в это время "Вселенским" патриархом стал Димитриос Архондонис — Варфоломей. Он перевел под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь и в том же 1996 году планировал выдать томос и украинским раскольникам из самозванного "Киевского патриархата" бывшего киевского архиерея Михаила Денисенко, более известного под именем Филарет.
Сегодня Варфоломей предпринимает вторую попытку, видимо, потому что хозяин в Вашингтоне ему намекнул, что Россия ослабла и накануне гибели. Но так ли это?
Пока можно наблюдать весьма оптимистичную картину. Много говорильни, а дел совсем мало. Санкции уже все испробованы, а повышать планку — боязно, потому что тогда нефть будет стоить под 150 долларов за баррель, а Европа может остаться без газа.
Россия оказалась сильно интегрированной в мировое хозяйство, и ее дальнейшее удушение может привести к эффекту бумеранга. Да и троллить ядерную державу становится все опаснее.
И, с церковной точки зрения, у Варфоломея не получается выстроить единый фронт поместных православных церквей против РПЦ. Все же каноническое единство еще никто не отменял, так же как и запрет на поощрение раскола. Наступает наш православный шанс исправить ситуацию и поставить на место униата, который мнит себя первым среди равных и ведет православие к гибели.
Самое время Москве как Третьему Риму обозначить себя той силой, которая не позволит никому вмешиваться в канонические вопросы православия. Как это сделать? Очень просто. Патриарх Кирилл помог Владимиру Путину, когда была острая ситуация в Сирии и надо было говорить с Папой о "спасении всех христиан". Теперь очередь президента помочь патриарху — "турецкий султан" вполне может надавить на церковного чиновника в Фонаре. Неслучайно у Василия II было прозвище Темный, а у Путина — Темнейший. Символично.
Читайте по теме:
СМИ: Турция подозревает патриарха Константинопольского в связях с ЦРУ