Как слепое следование либеральным ценностям отражается на институте семьи? Можно ли быть православным верующим, но не воцерковленным? Кто виноват в экзистенциальном одиночестве современного человека? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает священник Благовещенского храма, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи отец Максим (Обухов).
Патриарх РПЦ Кирилл заявил, что в Новое время универсальным критерием истины стал человек и его права: "И началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни, из жизни общества". Это движение сначала охватило Западную Европу, Америку, а теперь пришло и в Россию.
Патриарх высказал мнение, что сегодня можно говорить о "глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни". Последствия этой ереси могут привести к апокалиптическим последствиям, поэтому Церковь должна с ней бороться.
— Заявление Патриарха подверглось критике со стороны либералов, которые обвинили его в несоблюдении прав человека и тому подобных вещах. С вашей точки зрения, о чем говорил Патриарх?
— Патриарх обратил внимание на то, что концепция прав человека в крайнем либеральном понимании превратилось в инструмент разрушения общества, работает против государства и личности, против семьи и общества. Эти права становятся самодостаточной ценностью.
Мы видим, как в соседних странах идея прав на разные противоестественные грехи превратилась в таран, который разрушает нормальное мироустройство.
Большинство наших семей в той или иной степени религиозны. Все-таки детей крестят, система православных ценностей приживается в нашем обществе. Российское общество более позитивно настроено по отношению к семейным традициям, чем некоторые другие страны. Хотя наша статистика пока еще оставляет желать лучшего.
— В чем проблема изгнания Бога из человеческой жизни, из семьи?
— Мы не можем судить, насколько люди изгнали Бога из семьи. Может быть, они сейчас ошибаются, но через какое-то время изменятся. Когда мы говорим, Бог у нас в душе, обычно за этими словами скрывается нежелание или недостаточная вера, нежелание участвовать в таинствах, нежелание как-то углубиться в церковную жизнь. А эти таинства рождены Господом нашим Иисусом Христом для нашего спасения.
Исповедь, причастие — это все нам нужно для нашей же пользы. Спастись очень трудно, как и вытащить себя из болота за волосы. Все-таки обязательно нужно участвовать в жизни Церкви, в первую очередь в литургии.
Но только три процента постоянно ходят в церковь. Если человек посещает храм раз в месяц или два раза в году, он тоже верующий, но с церковной дисциплиной у него недостаточно хорошо обстоят дела.
— Как бы вы описали человека, у которого Бог в душе?
— Да никак. Потому что это может быть иллюзией. Есть понятие духовной прелести, когда мы думаем, что Бог у нас в душе, а на самом деле мы глубоко заблуждаемся. Мы похожи на тяжелобольного человека, который думает, что здоров.
Конечно, у человека есть такой орган — душа, которая способна чувствовать Бога. И это чувство влияет на всю нашу жизнь. Поэтому мы и приходим к вере, а не потому что кто-то что-то доказал. У нас это чувство Бога заложено от рождения, и когда оно начинает работать, мы это ощущаем.
— Это что-то вроде инстинкта, который мы утратили?
— Да… Все люди в той или иной степени религиозны. Не было и нет безрелигиозного общества. Все племена, все народы (сейчас и в прошлом) исповедовали какую-то веру. Археологи, раскапывая самые древние захоронения, видят материальные признаки веры в загробную жизнь, религиозность была во все века.
Люди всегда имели чувство Бога, понимали, что существует загробная жизнь, связь с мертвыми и необходимость очищения. Люди чувствовали, что они грешные и что им необходимо очищение.
— Патриарх сказал, что сейчас идет революционное изгнание Бога.
- Есть такая тенденция. Это началось не сейчас. Никогда не было идеального общества. Иоанн Златоуст критикует общество, в котором он жил, хотя его время называли "золотым веком". Он рассказывает многие негативные вещи о православной Византии, царях, священниках и мирянах. Никогда и никому не удавалось построить такой социум, где бы была всеобщая гармония.
— Что и как вы советуете людям в случае семейных конфликтов?
— Универсальных рецептов нет. Вот сколько людей не приходят с разными семейными проблемами, не было у меня еще ни разу двух одинаковых случаев. Мы все совершенно разные, у всех людей есть недостатки. Евангельская проповедь дала нам самую высшую нравственную планку, но понятно, что далеко не все могут ее достигнуть.
— Если родители спорят, в какой кружок отдать ребенка, как должен решаться этот вопрос?
— Родители, в первую очередь, должны этот вопрос уяснить между собой наедине, чтобы ребенок не видел, что между нами какой-то конфликт. А окончательное решение должен принять сам ребенок.
— Женщины обращаются с вопросом, делать ли аборт?
— Очень редко. Верующему человеку, который ходит в церковь и готов советоваться со священником, такая мысль не придет в голову. В основном это делают люди совсем не воцерковленные. Но у нас есть телефон доверия по кризисной беременности. Туда звонят люди, и мы их консультируем.
Как правило, все начинают с материальных вопросов: у меня денег нет, квартиры… Когда копаешь глубже, то материальные вопросы отходят на второй план, а на первый план выходит внутренняя личностная неготовность к родительству.
Недавно мы на вокзале подобрали беременную женщину, которую выгнал сожитель. У нее нет денег, чтобы снять квартиру. Начинаем копать. — У тебя мама есть? — Есть. — А где она? — Да я с ней не общаюсь. Так значит, это — вопрос не материальный, а личных отношений. Есть дядя, бабушка двоюродная, но разорваны социальные связи внутри большой семьи. Она не может к ним поехать, потому что разорваны отношения. Причина ее кризисной ситуации в том, что неправильно выстроены отношения.
— Какую-то практическую помощь может оказать Церковь в подобных случаях?
— Конечно, нам люди жертвуют какие-то средства, которые мы можем направлять на помощь таким нуждающимся, которые все-таки хотят отказаться от аборта, родить, но им трудно. Но этот вопрос второстепенный.
Главная проблема — личностные отношения. Современное общество столкнулось с кризисом семьи. Семья — семь Я, а есть еще такое понятие, как род, большая семья. Это очень древняя форма человеческой организации.
А современный человек стремится к атомарному состоянию — к одиночеству. Он уходит из семьи, не знает дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер, и они семьи не создают. Появляются матери-одиночки и отцы, которые бегают туда-сюда.
И поэтому многие народы, которые сохранили элементы племенного устройства, сейчас демографически более успешны. Кавказские, восточные народы, у которых родовая, племенная связь существует, всегда придут на помощь своим.