Сражения на Украине идут на всех фронтах, в том числе на христианском. Хотя, казалось, какие битвы могут быть в лоне христианства. Но тем не менее церковь Московского патриархата пытаются вытеснить с Украины УПЦ Киевского патриархата, автокефалы и грекокатолики. Об этом Pravda.Ru рассказал ведущий программы "Владимирские беседы" Никита Вятчанин.
- Никита, начать нашу беседу я бы хотела с новости, которая недавно буквально взорвала интернет. Речь идет о желании одной из православных общин Украины объединиться с грекокатоликами. Речь идет о харьковском епископате Украинской автокефальной церкви, которая объявила о том, что она хочет установить евхаристическое единство с грекокатолической церковью Украины. Чем вызвано это желание?
- Я, конечно, не могу влезть в голову тем, кто принимал такое решение. Но я бы все-таки был аккуратнее с великим словом "православие". Украинская автокефальная церковь, о которой идет речь, это псевдоправославие. Мерить дела церковные привычными нам политическими мерками нельзя: литургическое объединение с грекокатоликами у православных невозможно без очень серьезных соборных обсуждений, а их сегодня в каноническом пространстве не ведется.
Другими словами, есть инициатива группы людей, которые назвали себя православными и которые хотят просто перейти в грекокатоличество. И все. То есть они больше не будут православными.
— На Украине сейчас действует несколько церквей: грекокатолики, Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная церковь…
- Давайте сразу определимся: церковь в истинном понимании этого слова там одна — церковь Московского патриархата. Украинская православная церковь Киевского патриархата это псевдоцерковное сообщество. И в этом трагедия украинцев, которые по своей природе духовно чуткие люди, которые тянутся к Богу. УПЦ это даже не раскольники, это не поймешь что.
Представьте себе, что где-то в Ханты-Мансийске некто заявляет, что он президент российской Сибири. Примерно то же самое произошло с самочинно возникшим Киевским патриархатом. Украина — государство специфическое, всегда отличавшееся стремлением к "незалежности", даже в делах церковных.
Но Константинополь УПЦ Киевского патриархата не признает. В общем, в церковных делах на Украине сегодня царит безобразие. У истоков всего этого стоит сегодняшний лжепатриарх Денисенко, которого Филаретом и называть-то неправильно.
— Почему?
- Он был официально извержен из всех санов, в том числе монашеских. Но это почему-то нигде не артикулируется. Он отныне Михаил Денисенко, на котором лежат многие преступления. Вопреки монашеским обетам, и этому тоже есть документальные подтверждения, он сожительствовал с женщиной, имеет детей. Называть его Филаретом — это смысловая ошибка. Есть просто Михаил Денисенко, возомнивший себя спасителем церкви на Украине.
Честно говоря, диву даешься, с каким рвением многие украинцы восприняли Денисенко как своего предводителя. Почему? Ведь он не просто отошел от канонов, он устроил первое софийское побоище, потом второе софийское побоище.
Первое было в 1990 году — драка руховцев, людей из УНА УНСО с верующими, это было в первый приезд Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси. Второе побоище — на похоронах Володимира Романюка, лжепатриарха Киевского. Умер он, к слову, при весьма странных обстоятельствах, как только начал собирать на Филарета компромат.
Происходящее на Украине — одно из проявлений духовной безграмотности украинцев, даже, я бы сказал, нежелания эту грамотность приобретать, нежелания задуматься над тем, что на самом деле стоит за расколом.
— А стоял за всем этим президент Леонид Кучма.
- Леонид Кучма как представитель светской власти мог организовать псевдоцерковное сообщество, но церковь он основать не мог. Он мог задумать политический проект и назвать его церковью или Киевским патриархатом. Что он, собственно, и сделал.
— Сегодня получилось, что священники Московского патриархата оказались на Украине в роли бойцов на передовой.
- Для них это время подвига. Можно почитать воспоминания владыки Ионафана, претерпевшего от Денисенко массу репрессий. Он был единственным, кто выступил против него на Поместном Соборе, когда Денисенко попытался продвинуть Устав Украинской православной церкви. В нем, к слову, говорилось, что ее настоятелем может быть только украинец. Это все равно, что в Конституции записать, что президентом России может быть только блондин.
— Православие — религия не воинственная, все в нем основано на любви, сочувствии, сопереживании. Но при этом Филарет не гнушается призывать убивать "москалей". Как истинное православие должно противостоять этой агрессии?
- Самым жестким и самым сложным способом — говорить правду. Только правду. За нее во все века умирали. Правда сейчас в России, это Россия начала говорить правду о событиях в Сирии, Ливии, о событиях на Донбассе. Поэтому мы и стали для Запада врагами.
— Но почему об этом мало говорят Патриарх, иерархи православной церкви?
- Надо понимать, что каждое слово может аукнуться жесточайшими репрессиями, убийствами многих людей. Псевдогосударственное киевское образование избрало главным методом террор, простой бытовой террор. Это у них в порядке вещей.
Филарет еще при Кучме творил такие беззакония, что оторопь берет. Чего только стоит один эпизод, когда он приехал в женский монастырь и так огрел игуменью, что она потеряла сознание. В свое время патриарх Алексий II в разговоре с владыкой Ионафаном сказал, что это мафия. Редко такое можно услышать из уст церковного иерарха.
— Порошенко между тем остается прихожанином церкви Московского патриархата.
- Порошенко? Это какой-то нонсенс. Знаете, говорят, что есть захожане и прихожане. У меня такое впечатление, что он именно захожанин. Прихожанин это тот, кто участвует в жизни церкви. Подумайте сами, как Порошенко участвует в жизни церкви. Бомбит храмы? Это немыслимо. Какой он христианин вообще? Не знаю, как его вообще допускают к причастию.
— Может, православной церкви надо вести себя по отношению к нему строже?
- Когда человек находится в крайней степени возбуждения, если ему отрезать все возможности возвращения в нормальное состояние, он только и будет что убивать всех вокруг. Я не знаю, есть ли сегодня у Порошенко церковное общение, что происходит на литургии, вообще есть ли у него духовник. Это все очень личные вещи.
Филарет в свое время был подвижником, аскетом великим, даже претендовал на пост Патриарха. Но его сгубила гордыня. И именно из-за гордыни сегодня убивают женщин и младенцев на Донбассе. Это ее видимое проявление, чувство избранности. Очень страшное чувство.
Читайте также:
Украина возвращается во времена Нерона
Украина: насилие, казни, трансплантологи
Уния - религия в "чужом мундире"
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен