Известный православный миссионер и богослов протодиакон Андрей Кураев предложил совместить два праздника — Рождество и Новый год. Оба праздника протодиакон предлагает отмечать 1 января. К каким последствиям (богослужебным, миссионерским, общецерковным) может привести подобная новация? И насколько она допустима с точки зрения православной практики?
Протодиакон Андрей Кураев высказался о переносе Рождества следующим образом. "Я надеюсь, что со временем у нашей церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно — объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества. Потому что любая другая дата празднования Рождества порождает вопрос, на который у нас не находится ответов. Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, то есть наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично. Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря — она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, — лучше переносить не на 25 декабря, до Нового года… Какая разница — неделя до нового года, неделя после нового года, как-то это немножко странно".
На самом деле соображения формальной логики в данном тезисе несколько вторичны. В конце концов, наши предки до Петра Первого включительно отмечали Новый год 1 сентября, считая годы "от сотворения мира" — и ничуть не смущались тем, что мир этот был сотворен, согласно Библии и древним преданиям, 1 марта, то есть полугодом раньше. Однако о. Андрей сам чуть раньше высказался об истинной причине своего довольно таки революционного предложения. И заключается она в том, что праздник Нового года де-факто "переиграл" Рождество по своей популярности среди населения, которое как минимум на 80 процентов, согласно опросам, является православным.
Интересно заметить, что долгие годы известный миссионер прилагал немало усилий по развенчиванию культа новогодних торжеств, того же Деда Мороза и Снегурочки, доходящих порой до форменной демонизации "неправославных" празднеств и персонажей. Но, увы, факты — упрямая вещь, хотя для их признания и часто необходимо немалое мужество. Сам богослов сказал по этому поводу следующее."Звездочка. Она была Вифлеемской путеводной звездой, а переименовали ее в большевистскую кремлевскую. Ну ладно. Но в итоге Новый год прижился именно в таком формате, прижился, потому что это был наименее идеологизированный из советских праздников. То есть на фоне 1 Мая, 8 Марта и 7 ноября это был праздник не идеологический, а семейный и где-то еще со старыми рождественскими отголосками. Поэтому он полюбился, полюбился всерьез. И сейчас энергия празднования, она у людей до сих пор уходит на это, а на Рождество остается совсем немножко. Я не очень об этом жалею. Для религиозных людей Рождество всё равно останется праздником, а навязываться всем не имеет смысла".
Читайте также: Рождество - детская сказка и мистерия
Так что, после признания о том, что новогодние торжества не такие уж "богопротивны", как это нередко упоминается в радикал-православных брошюрах, о. Андрей и предложил выход — "слияние" обоих праздников. Надо сказать, что вопреки поднявшемуся в СМИ (и особенно в блогах) шуму относительно чуть ли не "еретичности" и "антицерковности" таких предложений — на самом деле, даже формально, ничего такого в них нет и в помине. Начнем с того, что сами даты церковных праздников весьма условны. И, грубо говоря, приняты по общему согласию верующих — для того, чтобы последние могли отмечать памятные события из жизни Спасителя. Ну, например, Преображение Господне, празднуемое 19 августа, по Евангелию, было незадолго до Крестных страданий Христа, случившихся в апреле. И мало кто верит, что родителя Бого-младенца могли бы решиться на роды Девы Марии в неотапливаемом хлеву в суровый даже по климату Палестины январь. Право, какая бы теснота не была тогда в Вифлиеме — но вряд-ли в целом городе не нашлось бы ни одной доброй души, согласившейся приютить роженицу в своем доме хотя бы на время родов. Другое дело, если на улице стояла отнюдь не зима — а более теплое время года.
Собственно, до середины 4-го века христиане всего мира даже не имели отдельной даты Рождества — а праздновали его вместе с Богоявлением, более известным, как Крещение Господне, 19 января. И лишь после принятия Империей христианства в Риме этот самый любимый ныне праздник стали отмечать отдельно. Причем, "присовокуплен" он был к языческому празднику "Дня Солнца" — зимнего солнцестояния — чтобы отвлечь от него не очень стойких в вере новообращенных членов Церкви. Приблизительно также, как память св. Иоанна Предтечи была призвана "заменить" языческий праздник "Ивана Купала" летом. По большому счету, такую же "замену" предлагает ныне и протодиакон Андрей Кураев. Впрочем, это больше похоже на попытку "воцерковить" Новый год, наполнив его новым, более христианским содержанием. Не будем подробно касаться чисто календарных последствий такого шага. Ведь, по такой же "детской", как упоминал диакон, логике, вместе с Рождеством придется переносить и дату Благовещения, исходя из нормального срока беременности в 9 месяцев. Кстати, на 1 апреля, "день смеха", не вполне уместный не только для этого светлого праздника, но и в Великий Пост вообще.
"Ломать" придется и начало Рождественского поста — перенося его на 6 дней назад. На такой же срок надо будет переносить и Обрезание Господне (нынешний "старый Новый год" 14 января) и Сретение 15 февраля…И, самое главное, что в плане миссионерских целей "воцерковливания" Нового года результат механического переноса даты Рождества может быть противоположным задуманному! Хотя бы из-за такой "мелочи", как постная дисциплина. Ведь в сочельник, накануне праздника, хотя и разрешается достаточно щедрое угощение — но состоящее исключительно из постных блюд, не исключая, конечно, и вино. А вот "разговляться" блюдами скоромными разрешается лишь после праздничной Литургии. Которая на большинстве приходов служится, как обычная, утром. Да, кое-где ее служат и по "Пасхальному чину" — ночью. Но при любом раскладе она никак не может закончиться (и даже начаться) до полуночи. Между тем, ключевым моментом встречи Нового Года является бокал шампанского в полночь с неизменным "Оливье" и прочими закусками. И совместить оба описанных стереотипа — церковный и мирской — чисто технически невозможно.
В итоге православный люд вместо ныне существующего "паллиатива" (скромно встретить Новый год под бой курантов с шампанским и постными, или хотя бы не мясными, закусками, под просмотр "Голубого огонька") будет поставлен перед жестким выбором: либо новогодняя традиция, либо положенное каждому верующему пребывание на богослужении великого праздника. Право, на таком фоне не стоило упоминать о новогодних торжествах в столь мирном ключе, как это сделал в своем интервью о. Андрей — а еще сильнее заклеймить их в качестве настоящего "сатанизма". В противномслучае,числоприхожан в храмах в гипотетическую "рождественско-новогоднюю ночь" будет еще меньшим, чем на Пасху. Хотя, конечно, этот пункт на самом деле не такой уж непреодолимый. Грубо говоря, достаточно патриаршего разъяснения относительно того, что "Рождество наступает в полночь".
Правда, тогда и утренние Литургии желательно начинать эдак в полдень — чтобы туда успели придти чуть отдохнувшие после праздничной ночи верующие. Но, вообще, поневоле задумываешься — а зачем, собственно, изобретать велосипед? Достаточно перейти на новый стиль — и Рождество тут же окажется впереди Нового года. Добавить при этом изменения праздничной парадигмы центральных телеканалов — с заменой новогодних "Огоньков" и "Встреч" на рождественские. Как это, собственно, и было в дореволюционной России. И довольно скоро Рождество станет не менее популярным, чем новогодние праздники. Да даже елку наряжать под 25 декабря (уж кто-кто, а детишки об этом точно позаботятся) — это сам по себе громадный фактор. И не стоит особо переживать о "невоцерковленности" нашего народа — традиции дарить подарки детям на день Святого Николая 19 декабря очень даже прижилась во многих семьях.
Читайте также: Дети и Рождество: в ожидании Чуда
А на 1 января при смене стиля будет свой праздник — Обрезание Господне и память св. Василия Великого. Находящийся как раз посредине "святок" — "сплошных седьмиц", когда пост не положен в принципе. В православной народной традиции это так и называется — "богатый вечер". Что более соответствует принятому новогоднему веселью, чем если его отодвинуть на Рождество. Право, продолжать бояться какого-то "раскола" в РПЦ после введения нового календаря (кстати, не григорианского, а "новоюлианского", разработанного вполне православным астрономом из Белграда, при котором Пасха исчисляется согласно строго православных канонам) — просто глупо. Тем более, что по нему живут не католики (те, как раз следуют календарю григорианскому) — а 12 из 16 Поместных православных церквей.
Ну мало ли других поводов для раскола имеется — те же ИНН и "биометрические паспорта", например? Тем более, что в вопросе перехода на новый календарь можно идти не путем греков, внедривших его ультимативным путем, и таки спровоцировавших появления раскольников-"старостильников" — а той же Болгарии. Где с конца 60-х годов прошлого века приходам самим разрешалось выбирать летоисчисление. Как, кстати, делается и в приходах РПЦ за рубежом. Лишь в этом году болгарский Синод ликвидировал полувековую практику "двойного" календаря — ввиду ее практической ненадобности по причине единичных случаев использования. Зато уникальный даже среди Поместных церквей переход одной лишь Русской на маловразумительное "совмещение" нового и старого календаря вкупе с заметной реформой богослужебного цикла, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям. По примеру того, как в Средние Века католические епископы, собиравшиеся на Соборы, чтобы решить, какой из Пап, Римский или Авиньонский законен — избирали еще и третьего по счету главу РКЦ, что приводило к еще большей путанице. В общем, констатацию о. Андреем Кураевым важности Нового года для россиян, включая православную их часть, и желание "воцерковить" этот праздник, можно только приветствовать. Однако к конкретным предложениям о совмещении последнего с Рождеством стоит отнестись очень взвешено, хорошенько перед этим подумав.