Грех в работе, добродетель в отдыхе?

В западно-украинском городе Ровно 5 декабря священник врезался в автобус, объяснив ГАИ причину ДТП тем, что не успел поменять летнюю резину на шинах на зимнюю из-за прошедшего накануне большого религиозного праздника — Введения в Храм Пресвятой Богородицы. А каково вообще отношение христианства к покою и работе в праздничные дни?

Традиция почитания праздничных дней идет с самой глубокой древности. В Библии впервые четко она прозвучала в знаменитом "Декалоге" — десяти заповедях, данным пророку Моисею Богом на горе Синай. Причем заповедь субботнего покоя стала четвертой по счету. То есть в определенном смысле Господь отдал ей приоритет даже перед такими моральными постулатами, как "не убий", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "чти отца и мать свою", "не прелюбодействуй", "не завидуй".

Читайте также: Церковь и карты: духу не в масть

А полностью эта заповедь звучит так: "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его".

Разумеется, в христианстве суббота хотя и почитается (например, в посты в этот день те же пищевые и литургические правила, что и для воскресенья), но специально "выходным днем" церковь ее не делала. Главным образом по чисто рационалистической причине: дополнительный выходной каждую неделю (не считая больших праздников) — это целых 52 дня в году. Для экономики — очень сильный удар под дых. Тем более, что главным недельным праздником для христиан стало воскресенье — взявшим у предшествующего дня и функцию отдыха для верующих.

Кстати, именно регламентация гарантированного дня отдыха явилась важной причиной установки субботнего покоя. Ведь не будь религиозной санкции на такое полезное дело, люди в большинстве своем пахали бы без выходных. Рабов бы в те времена заставляли работать хозяева, их самих — собственная жадность. В противовес этому и была введена авторитетная Заповедь Божья с жесткими санкциями за ее нарушение. Так, первых ее нарушителей, отца с сыном, которые осмелились в субботу собирать хворост, Моисей приказал казнить побив камнями.

Жестоко? Да, конечно. Но если подумать, сколько дополнительных лет жизни получили миллионы представителей иудейского народа, перестав работать на износ, пусть даже и под угрозой побивания камнями, то, наверное, жертва двух человек (во времена, когда жизнь практически не ценилась) выглядит в определенном смысле оправданной.

Читайте также: Обман доверия: донос по исповеди

В целом сходное отношение к воскресным дням и праздникам сохранила в своей практике и православная церковь. Разумеется, без традиции казни нарушителей покоя этих дней, но все же. Покой, правда, не означал лежание дома на диване, как это принято многими их тех "верующих", у которых "Бог в душе". Настоящие же верующие шли на богослужение в храмы, где мистически приобщались благодатным энергиям Божьей любви, в гораздо большей степени, чем на самой одухотворенной индивидуальной молитве.

В православном предании, той же "житийной" литературе описывается немало примеров, когда инертные в церковном плане верующие пытались в праздничные дни вместо похода в церковь заниматься какой-то работой. Ничем хорошим это для них не заканчивалось. Да, впрочем, многие наши даже слабо верующие современники тоже предпочитают не заниматься рутинными занятиями без особых на то причин. Как говорится, чревато. То молоток по пальцу ударит, то бензин в гараже вспыхнет, то с лестницы упадешь и пребольно ушибешься.

В тоже время в христианстве существует и другая тенденция — не доводить заповедь праздничного покоя до абсурда. Как это делали современные Христу фарисеи, запрещавшие ему даже исцелять больных в субботу. Кстати, в Израиле и сейчас для ортодоксальных иудеев существуют "шабатные лифты" — останавливающиеся на каждом этаже, чтобы верующим не приходилось "излишне трудиться", нажимая кнопки устройства.

Разумеется, Спаситель жестко полемизировал с оппонентами, указывая на их лицемерие. "Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро". (Мф.12:11)

Впрочем, сам же Господь достаточно ясно определил и рамки такого допустимого "добра в праздники". Оно должно быть либо однозначно-альтруистическим, либо диктоваться действительно крайней необходимостью. Как в случае с упавшим в яму животным или той же заменой летних шин на зимние, езда без которых, особенно в неблагоприятные погодные условия, запрещена правилами дорожного движения по причине опасности как для самого водителя, так и других участников ПДД.

Тем более, если уж говорить честно, тому батюшке, раз он ехал на "Шевроле-Лацетти", а не на старом "Запорожце" пришлось бы менять "обувку" не самому, а на "шиномонтаже", где этим занялись бы профессионалы. Ведь не стал бы он медлить с ремонтом, если в его машине, скажем, отказали бы тормоза? Такую неполадку и на Пасху исправлять не грех, если, конечно, машина нужна позарез, в том числе и для выполнения духовно-священнических обязанностей. А чем же переобувание автомобиля в безопасную по сезону резину хуже?

Кроме дел неотложных, в праздники церковью поощряются и дела милосердия. Накормить голодных, посетить больницу, детский дом (или даже тюрьму) с подарками, просто утешить страждущих. Само собой, круглосуточная работа "дежурных служб" — медиков, спасателей, милиции тоже никоим образом не является "греховной", а наоборот, жертвенно-богоугодной.

Читайте также: "Несчастные" верующие и "счасливые" атеисты

Правда, это не означает, что дела милосердия должны выполняться вместо посещения церковной службы, но вместе с ней, точнее — после ее окончания. Не ради какого-то "начетничества-учетничества", а чтобы принести тем, кого собираешься посетить, не только подарки, но и духовную радость своей просвещенной в храме души.

Однако и воздержание от рутинных дел ради соблюдения праздничного покоя тоже никто не отменял. Порой приходится буквально отбиваться от вопросов, особенно подруг: "А можно мне хотя бы шить в день памяти такого-то святого?"

Логика при этом приблизительно следующая: дескать, раз праздник, обычной работы делать нельзя, например, уборки квартиры, а вот шитье будет в самый раз. Ответ на такие вопрошания однозначным быть не может. Если у тебя (или мужа, ребенка) в день праздника (или накануне) оторвалась пуговица (образовалась дырка), из-за чего в этой одежде просто нельзя выйти в приличное общество, то срочный ремонт, конечно, необходим. Как и в ситуации "падения овцы в яму" и необходимости ее срочного вытаскивания оттуда.

Если же заготовка платья благополучно ожидает работы над собой уже с неделю (и может пролежать еще столько же), то, конечно, лучше не начинать ее, утешая себя ложным тезисом о том, что "это ж хорошее дело, несложное и не тяжелое". Суть не в каком-то "божьем наказании за нарушении заповеди", а в том, чтобы не дать человеку наказать себя самому лишением необходимых для полноценной, длительной и здоровой жизни отдыха и развлечений. И, конечно же, вышесказанное относится не только к шитью, но и к многим другим сферам деятельности.

Так что в отношении к покою в праздничные дни каждый верующий должен искать "золотую середину" между фарисейским буквоедством, выражающимся в полном запрете на работу в такие периоды вообще и "тепло-хладным" отношением не только к своей вере, но и здоровью, выраженном в отказе от отдыха, даже когда он разрешен и предписан. Как говорил апостол Павел: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6:12). И решения такой проблемы в каждом конкретном случае — это задача для собственной христианской совести и здравого смысла.

Читайте самое интересное в разделе "Религия"