Она была русской монахиней, пожертвовавшей своей жизнью ради спасения другого человека в фашистском концлагере. Ее можно назвать мученицей нового века и преподобной, явившей образец настоящей любви. Как писала сама матушка, ее сердце болело о каждом беспризорном Ваньке. Как этого не хватает многим современным христианам, даже монашествующим!
Братья, братья, разбойники, пьяницы,
Что же будет с надеждою вашею?
Что же с вашими душами станется
Пред священной Господнею чашею?
Как придем мы к Нему неумытые?
Как приступим с душой вороватою?
С гнойной язвой и раной открытою,
Все блудницы, разбойники, мытари,
За последней и вечной расплатою…
Монахиня Мария (Скобцова)
В девичестве будущую святую звали Елизаветой Юрьевной Пиленко. Она родилась 8 декабря 1891 года в Риге, в семье заместителя прокурора и его жены, Софьи Борисовны. Ее детство было довольно тяжелым из-за болезней: при рождении Лизоньку еле спасли, впоследствии ей пришлось делать серьезную операцию. А затем случилось довольно странное происшествие: она захлебнулась в крещальной купели (к счастью, девочку удалось вернуть к жизни). Многие склонные к суевериям околоцерковные люди посчитали бы это дурным предзнаменованием. Но пример матери Марии показал, что подобные суеверия ничего не значат: она явила миру подвиг, достойный святых первых веков.
Эта необыкновенная женщина прошла долгий путь духовных поисков. Еще девочкой Елизавета пережила смерть своего отца, после которой серьезно задумалась о загробной жизни и о Боге. Ее душа протестовала против смерти как "последнего врага" человека по Писанию, и Елизавета загорелась желанием найти Господа любви и справедливости, который ее победил. В пятнадцать лет она познакомилась с поэтом Александром Блоком, общение с которым оказало огромное влияние на душу молодой девушки. И, наконец, Елизавета Пиленко некоторое время была вольнослушательницей Петербургской духовной академии, где получила ценные знания о православной вере. Именно благодаря им определился жизненный выбор будущей преподобномученицы — служение Христу по заповедям Его, в лоне канонической Церкви.
Елизавете суждено было пережить два брака и смерть любимой доченьки, двухлетней Насти. И при жизни, и после смерти ее часто не понимали и осуждали. Но не зря сказано: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7). В конце жизни мать Мария пришла к подражанию Самопожертве Христа. Именно поэтому канонизацией преподобномученицы по решению Священного Синода Вселенского Патриархата 16 января 2004 года церковь подтвердила ее святость.
Да, если говорить о ее взглядах на многие вещи, в том числе на монашество, в них есть много нетрадиционного (впрочем, и не противоречащего учению церкви). Не следует забывать о том, что матушке суждено было жить в ту переходную эпоху, когда устои христианства в России сильно пошатнулись, и даже среди священников и монахов стали появляться настоящие безбожники, оккультисты и предатели. Она видела все это своими глазами в России, а затем и в эмиграции, где бывшие офицеры теряли рассудок, обедневшие русские дворянки вынуждены были зарабатывать на жизнь проституцией, а многим бедным не от кого было ждать элементарной поддержки. Некоторым представителям духовенства и монашествующим не было до этого никакого дела. А Елизавета ради самых нуждающихся становится, по слову преподобного Иоанна Синайского, "блаженной и живой мертвой", вступает в ангельский чин, уничтожающий любое человеческое "я". Она решает жить только ради Бога и людей, и этот выбор как никакой другой достоин христианки.
В рубаху белую одета…
О, внутренний мой человек.
Сейчас еще — Елизавета,
А завтра буду — имя рек.
Ей дали в постриге имя Мария, в честь преподобной Марии Египетской. Но отрешенная от всего мира жизнь пустынницы, избранная ее святой покровительницей, не была близка новопостриженной монахине: она горела жаждой служения обществу ради Христа, присущей древним диакониссам. Первой целью матери Марии стало создание приюта для русских эмигрантов, где обездоленные соотечественники могли бы не только найти временный кров и еду, но и получить помощь в отстаивании своих гражданских прав и трудоустройстве. Она посещала женские обители в Эстонии и Латвии, общалась с сестрами, изучала опыт их служения, который даже в те тяжкие советские времена все же существовал. И уже в этом состояло настоящее чудо.
Но тяжелые искушения сыпались на нее одно за другим. Сперва, выехав в Москву, умирает ее старшая дочь Гаяна (официальной версией смерти была дизентерия, но, зная мастерство тогдашних "специальных сотрудников", можно в этом засомневаться). Затем — Вторая мировая война. Мать Мария, основавшая еще до начала этой войны движение "Православное дело", стала одной из активисток и настоящей душой штаба Сопротивления в Париже. Ей дорогого это стоило — сын Юрий погиб в концлагере в возрасте 18 лет. Потеряла матушка и многих сподвижников, очень близких ей людей. Но вера и смирение придавали сил жить дальше. Она искренне уверена в том, что "мировая история является неким макрокосмом, в котором действуют те же силы, которые действуют в Евангелии" (из очерка "Оправдание фарисейства", принадлежащего перу матери Марии). Поэтому унынию, слабоволию, страху (кроме, разумеется, страха Божия) в жизни матушки места не находилось. Она действовала по вдохновению той силы, которая через святых апостолов писала Евангелие, — Святого Духа. В прямом смысле слова жила по-евангельски. Именно поэтому и выстояла в подвиге до конца.
В монахине Марии проникновенно воплотилось то самое материнское начало, которое однажды сделало земную женщину честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. В одном из своих стихов будущая новомученица писала:
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать.
Каждая царапинка и ранка
В мире говорит мне, что я мать.
Господь посылает святых в мир не ради себя самого — он и так знает, кто есть кто и кто чего достоин. Они нужны нам, грешным, чтобы получить правильное направление по жизни. Мать Мария жила на земле для того, чтобы монахи учились отдавать свое сердце ближнему, христианские женщины — по-матерински относиться ко всему живому, и все без исключения люди — видеть и чувствовать чужую боль, по силам помогать тем, кто от нее страдает. Именно следуя последнему предназначению, мать Мария отправилась в газовую камеру вместо одной осужденной девушки. А разве не такие поступки делают людей настоящими людьми, а грешников — угодниками Божиими?
Читайте также:
7 февраля Русская православная церковь отмечает...
Новомученики российские: их дела и их вещи