Ашура - день радости или скорби?

Не секрет, что заглядывая в календарь, люди называют любые памятные дни праздниками. Даже если они пропахли порохом, это дни радостной победы. Мы не привыкли отмечать дни смерти, мы скорее отметим день рождения. В памятный день предпочтем застолье горьким слезам, даже если это день поминовения. Таков уж человек: пока жив, он хочет веселиться, а все дурное гнать из сердца и из календаря, чтобы не мозолило глаза.

Даже календари религиозных праздников называются календарями праздников, о каких бы мучениках, чтимых в конкретную дату, ни шла речь. Праздник и все тут. К подобным относится и Ашура, отмечаемая мусульманами-шиитами 24 ноября, в десятый день священного месяца Мухаррам. Для шиитов Ашура скорее день скорби. И одновременно это заключенная в календаре Хиджры кульминация вселенской мистерии — момент гибели и возрождения вселенной в новом качестве.

Читайте также: Коран — священная книга с небес

В этот день были сотворены небеса, Земля, ангелы и человек. В этот же день произойдет и конец света. В день Ашуры Ной увидел землю после потопа, перед Моисеем расступились воды Красного моря, был вознесен на небо пророк Иисус, а Адам получил прощение и был возвращен в рай.

В этот день в 680 году в пустыне близ места под названием Кербела погиб мученической смертью любимый внук Пророка Мухаммада Хусейн ибн Али.

Этому предшествовал ряд не менее трагических событий. Старший брат Хусейна, Хасан, заключил договор с основателем династии омейядов Муавией о своем временном отречении от поста халифа на весь срок жизни Муавии. Этот жест должен был прекратить застарелую вражду и принести долгожданный мир, однако самому Хасану этот договор добра и мира не принес. Уже после отречения Муавия подкупил жену Хасана, и та отравила мужа. По условиям принесенных клятв после смерти Муавии халифат должен был перейти к Хасану или к его младшему брату Хусейну. Но у Муавии были другие планы и следующим халифом он назначил своего сына Язида, человека по исламским меркам весьма развращенного, злоупотреблявшего вином, женщинами и приглашавшего ко двору шутов.

Когда Муавия потребовал, чтобы влиятельные люди и внук Пророка в их числе принесли клятву верности Язиду, Хусейн отказался. Властью омейядов были недовольны многие. Особенно возмущало граждан страны то, что халиф отдавал предпочтение арабам перед мусульманами других национальностей, а это противоречило Корану. Подстегивало оппозицию и растущее социальное неравенство. Поэтому когда Хусейн отказался признать власть Язида, его просто забросали письмами с обещаниями поддержки. Особенно много таковых приходило из Куфы, современного Ирака. Его жители даже предлагали Хусейну возглавить их восстание.

Читайте также: Смертная казнь для хулителей Пророка

Одновременно с этим Язид послал наемных убийц, чтобы они избавили его от непокорного претендента на халифат. Известие об этом застало Хусейна во время хаджа в Мекке, священном городе, в котором нельзя проливать кровь. Чтобы не допустить осквернения святой земли, Хусейн покинул город, так и не завершив хаджа. Он решил принять предложение жителей Куфы и направился туда вместе со своими сторонниками. Однако уже в пути он узнал, что Язид успешно подавил начавшееся было восстание, а обещавшие ему свою поддержку люди начали убивать его сторонников. Итогом безнадежного похода стало то, что близ Кербелы отряд Хусейна был окружен 30-тысячным войском Язида и отрезан от воды. Восемь дней Хусейн и его сторонники, среди которых были женщины и дети, провели в окружении без воды и пищи. Только одному из героев, Аббасу, сводному брату Хусейна, удалось прорваться к реке Ефрат и набрать два бурдюка воды. Однако на обратном путиврагисхватилиегоиотрубили руки. Посчитав, что этого достаточно, героя отпустили. К их изумлению, лишенный рук и страдающий от потери крови Аббас схватил бурдюки зубами и понес их в лагерь Хусейна. Ему никто не препятствовал и, донеся драгоценную воду страдающим от жажды друзьям, он умер от ран.

Когда на девятый день противник сообщил о своем намерении атаковать, Хусейн попросил об отсрочке до утра чтобы он и его сторонники совершили намаз. Отсрочка была дана. Воспользовавшись этим, Хусейн приказал потушить все факелы и предложил слабым духом покинуть лагерь, чтобы не принимать неминуемой мученической смерти. С внуком Пророка остались 72 самых верных его сторонников и членов семьи, только 18 из которых были способными к сражению мужчинами. Войско же Язида увеличилось до 45 тысяч воинов.

На рассвете началось безнадежное сражение. Один за другим гибли соратники Хусейна. Самому ему нанесли 56 ран, прежде чем человек по имени Шимр смог убить его, отрубив голову. Позже эту голову поднесли на золотом подносе Язиду, и тот избил палкой уже мертвого соперника.

Оставшиеся в живых женщины и дети были взяты в плен и, как рабы, доставлены ко двору Язида. Двое детей Хусейна тринадцати и одиннадцати лет погибли во время сражения. Был расстрелян из луков и его шестимесячный сын, которого отец просил напоить водой перед битвой.

Читайте также: Мухаммад: пророк, покоривший полмира

Сейида Зайнаб, сестра Хусейна, осталась жива, и в числе других пленников была доставлена в Дамаск. Там перед Язидом отважная женщина произнесла свою знаменитую речь, в которой она обличала преступления омейядов перед семьей Пророка. Советники отговорили разгневанного Язида от намерения казнить Зайнаб, чтобы не сделать ее мученицей в глазах мусульман. И женщине сохранили жизнь. Именно она дала начало традиции отмечать день памяти битвы при Кербеле и смерти имама Хусейна. В своем доме она проводила собрания, посвященные его памяти. Позже эту традицию подхватили другие имамы шиитов.

Сегодня день Ашуры отмечается шиитами с размахом. Проводятся вечера памяти и шествия. Эти шествия не похожи на обычные празднества или парады с флажками и музыкой. На них одетые в черное люди бьют себя в грудь и исполняют траурные песнопения, а многие мужчины под бой барабанов истязают себя плетьми и цепями, наносят на тело порезы острыми лезвиями, проливая кровь в память о мученичестве Хусейна. Традиционен и воинственный танец, в котором несколько сотен мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями. Также в этот день шииты совершают прогулки по огню, а ночью устраивают факельные шествия.

Все это привлекает внимание фотографов, туристов и прочих охотников поглазеть на необычное и поужасаться "дикости обычаев". Сунниты же хватаются за голову, пытаясь доказать всему миру, что "дикие обычаи" самоистязания до крови на улицах городов — инициатива исключительно шиитов, которых сунниты и мусульманами-то не считают. Для суннитов Ашура — светлый праздник сотворения мира, который злые шииты пытаются превратить в траурный шабаш. Шииты же возражают, что светлый праздник в этот день — подлог омейядов, пытавшихся отвлечь внимание правоверных от памяти о трагических событиях при Кербеле. Их спор, пожалуй, будет продолжаться вечно, но в испуганном сознании европейцев, пребывающих в шоке от увиденного, все равно будет укоренено мнение о диких обычаях всех мусульман поголовно. Не важно будь то шиит или суннит. И редко кто поинтересуется, ради чего эти странные фанатики такое с собой проделывают.

Читайте самое интересное в разделе "Религия"