Недавно омский художник Василий Мельниченко, православный прихожанин с почти четвертьвековым "стажем", обратился в СК РФ с требованием "проверить Бытие Божие и законность деятельности РПЦ, как представителя Бога в России", в случае отрицательных результатов — "привлечь Церковь к ответственности по закону". Причиной такого было названо несоответствие между обещанными ему священниками духовными и материальными благами и якобы их реальным отсутствием. А правда, можно ли рассматривать веру как контракт с Богом, предусматривающий санкции за его невыполнение?
На днях житель Омска, художник и фотограф Василий Мельниченко выложил на своей страничке в Facebook эпатажное заявление на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Вот что он пишет:
— В 1988-м году я принял крещение в одном из приходов Русской Православной церкви Московской патриархии, заплатив за "таинство крещения" 10 советских рублей. В обмен мне было обещано: благодать божия, помощь ангела-хранителя, молитвы святых за меня и моих близких.
Читайте также: Святые и отступники наших дней
Я поверил в обещание, и 15 лет исправно посещал церковные службы, заказывал требы, покупал утварь и книги, вносил пожертвования. В год я отдавал церкви порядка 400 долларов, но благодати так и не случилось, а уж перечислять болезни и несчастья, постигшие меня в этот период — надо написать повесть.
Особо я пострадал в результате того, что моя плоть никак не хотела подчинятся требованиям постного времени, и это приводило меня к глубоким нравственным страданиям и занижению самооценки. В какой-то момент, как мне показалось, я поумнел, и вышел из так называемого церковного общения.
Полагая в свете последних событий, что возглавляемое Вами ведомство — главное в стране по вопросам богословия и криминала, прошу Вас провести проверку действительности бытия божия.
В случае отсутствия такого существа, прошу привлечь руководство Православной церкви к ответственности за мошеннические действия. Если же бытие бога будет вашим ведомством доказано, прошу проверить РПЦ на предмет законности деятельности этой организации в качестве представителя бога в России. Надеюсь на ваш профессионализм и гражданскую ответственность в столь важном деле, расследования, возможно, самой крупной аферы в истории."
Позже в СМИ попало дополнительное разъяснение из уст омича. "Если какая-либо компания, например, страховая, открывает свой офис в Омске, то она имеет какие-либо документы, о том, что является законным представителем головного офиса. Я хочу видеть такие же документы от РПЦ о том, что они действительно являются представителями бога на земле", — приводят СМИ его слова.
Разумеется, письмо рассерженного художника вряд ли будет рассмотрено в установленном законом порядке. Ведь вера, по словам апостола Павла "есть уверенность в вещах невидимых" (Евр.11:1) А словарь дает более развернутое определение: "Вера — признание чего-либо истинным, часто, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их".
Какая тут может быть криминалистическая проверка, если основы любой религии, не исключая Православие, зиждутся на свободном принятии тех или иных базисных принципов, в которые можно либо верить, либо нет? Вера, кстати, имеет место даже в точных науках — в отношении аксиом, доказательству и проверке не подлежащих.
Так что и вопрос религиозной веры — принятия или отказа от нее — является личным делом человека. Как, например, в признании за супругом чувства любви в отношении себя. Его ведь тоже нельзя проверить рационалистическими методами — любые формальные признаки доброжелательности со стороны мужчины или женщины могут быть плодом притворства. Ну так что ж, разуверился в любви мужа или жены — можешь развестись. Но подключать следователей к расследованию "факта мошенничества" — это выглядит как несмешной анекдот.
А веры когда-то православный христианин Василий Мельниченко однозначно не имеет. Об этом свидетельствует хотя бы написание слова "Бог" с маленькой буквы. Проще всего, конечно, сослаться на часто цитируемое в постановлениях церковных Соборов от отлучении отступников слово апостола Иоанна Богослова: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1Ин.2:19).
Читайте также: Реалити-шоу "Из мусульман - в христиане"
Увы, на практике проблема гораздо глубже. Динамика духовной жизни человека, пришедшего в Церковь, редко идет по неуклонной нарастающей. Обычно же это — череда взлетов и падений. Порой многих посещает тягостное состояние, когда Любовь Божья, главный дар Божественной Благодати, почти не ощущается. Такой период духовного охлаждения имеет место почти у всех верующих после первого восторга, радости, счастья.
Кстати говоря, сходный период наблюдается и в любви. "Конфетно-букетный" ее период длится от нескольких месяцев до нескольких лет, а затем, часто не выдерживая испытаний "низменным бытом", заканчивается разводом. Однако, если супруги найдут в себе силы "через не могу" выполнять данные при бракосочетании, что церковном, что гражданском, обеты — на смену первой любви приходит "вторая". Она и дает возможность счастливым парам праздновать серебряные и золотые свадьбы и быть рядом друг с другом до гробовой доски.
Ученые связывают эти два типа любви с преобладанием в организме разных гормонов — правда, это тема для отдельного разговора. Но и вероучительная, и психологическая суть происходящего ясна — "Царство Небесное (как и любовь) силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12).
Вообще многие верующие, и не только такие разочарованные, как Василий Мельниченко, не вполне понимают, что такое Благодать. Это, если предельно упростить, любовь с нарушением законов причинности. Бог Библии — тоже Личность. И может позволить Себе не только поступить по справедливости, но и проявить милосердие, жалость, подав благодатные дары тем, которые в силу укорененности в грехе этого не заслуживают. Точно так же, как люди поступают в отношении своих родных, близких, друзей, любимых — любят их не только благодаря их достоинствам, но и вопреки их недостаткам.
Однако, как говорили древние философы, подобное познается подобным. Чтобы "радиоприемник" мог поймать волны далекой радиостанции, его колебательный контур должен быть настроен в резонанс с таким же контуром передатчика. Так и человек для того, чтобы иметь возможность длительного и бесперебойного ощущения (и получения) беспричинной Любви Божьей, должен иметь в своей душе хотя бы зачатки таких же качеств. Любовью Отца в полной мере наслаждаются лишь Его сыны. Если же любовь уступает место взаиморасчету — это уже отношения, далекие от семейных, из категории обычного "наемничества". Что, кстати, является официальным термином святоотеческой литературы.
Вот Господь и попускает "проверку" верующего не столько для себя, Всемогущего и Всеведущего, сколько для него самого. А действительно ли ты сын — или же обычный наемник, пришедший в Церковь "не ради Иисуса — а ради хлеба куса"? Или вообще трусливый раб, которым движит исключительно страх наказания?
Тогда и начинается тягостное состояние мнимой богооставленности. Великие святые, чтобы его сократить,принимали на себя немыслимые подвиги. Например, прп. Серафим Саровский молился денно и нощно на камне целую тысячу дней, умоляя Бога сократить время испытания. Которое он, кстати, заслужил вполне справедливо, рассорившись по какой-то мелочи с братией монастыря.
Но современные неофиты — не "серафимы саровские". Они часто приходят к Богу исключительно с утилитарными целями. Типа, покрещусь — будет мне защита от демонических сил, удача в делах, помощь в болезнях. А вот даже не "отблагодарить" Бога (наша благодарность ему особо и не нужна, у Него и так все есть) — а просто попытаться соответствовать высоким качествам истинного Образа Божия готовых находится куда меньше.
Читайте также: Христианин христианству... волк?
Что до удачи в делах, то хоть она и ставится во главу "благоволения Божья" у кальвинистов и некоторых других протестантов, но она куда ближе к средневековым легендам о контракте с дьяволом. Вот он-то и готов в обмен на душу идеально удовлетворять все человеческие страсти. А с Богом контракт не заключается — точно так же, как западный обычай заключения брачного контракта на случай развода не совместим с понятием искренней любви. Любовь "всему верит, на все надеется" (1Кор. 13:7), а не держит в уме возможность разочарования.
Кстати, упреки Богу в том, что "он не заботится о мне" по каким-то формальным признакам, чаще всего надуманны. Для убедительности просто надо сравнить свою судьбу с судьбами окружающих. Да, Василий Мельниченко не стал олигархом. Но выглядит он на фотографии, несмотря на упомянутые им "болезни", довольно-таки неплохо. И "жертвовать по 400 долларов на церковные нужды ежегодно" в прошлые годы — причем, не в Москве, в далеком Омске — имели возможность не самые бедные люди. А если вспомнить о тех сверстникам истца, которые успели спиться, попасть в ДТП, стать жертвой криминальных разборок — поневоле станешь сомневаться в сугубой несчастности героя этой статьи. Но, разумеется, куда проще относить все хорошее к заслугам себя любимого, а все неприятности — на счет забывшего о своих обязательствах Бога.
Да, на пути человека к Творцу возможны не только радости. А некоторые аскетические требования Церкви, тех же посты, могут вызывать определенный дискомфорт. Но ведь само слово "аскеза" взято из древнего словаря военного дела, и оно означает подготовку будущих воинов. А аскеза христианская учит самоограничению — в первую очередь, для лучшей способности проявлять любовь к ближнему, грубо говоря, "на сэкономленные средства". То есть умению быть именно "сыном", а не "наемником".
Читайте также: Священство: из "добрых пастырей" в наемники?
Конечно, такие упражнения не всегда получаются с первого раза. Но тогда нужно смиренно исповедовать свою немощь перед Богом и просить у Него сил. А не обижаться на то, что принадлежность к Церкви подразумевает дискомфортные самоограничения, да еще Господь не желает давать все возрастающие мирские блага. А за что, собственно? Что, возмущающиеся все такие хорошие, что их заслужили?
А, мы просим у Него дар по благодати? Так это ж дар, а не гонорар, его можно дать, а можно и не дать. Даже пословица есть: "Дареному коню в зубы не смотрят", что значит "принимайте подарок таким, как он есть". Вообще, главный дар, обетованный Богом верующим и любящим Его — блаженная вечная жизнь. Мирские блага не исключаются, но носят второстепенный характер. "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его — все остальное приложится вам" (Мф.6:33). И тем верующим, кто об этом забывает (а тем более отрекается от веры), можно только посочувствовать.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"