Многие адепты современного неоязычества утверждают, что их вера — это "возвращение древнего язычества", попранного некогда коварными христианами во главе с князем Владимиром. Но насколько соответствует их доктрина историческим сведениям о дохристианской вере Руси и каков истинный источник популярного у наших граждан якобы славянского многобожия?
В наше время, полное плюрализма и тотальной толерантности, явление "сам себе богослов" получило очень широкое распространение. В религиозном учении известного реформатора Мартина Лютера тоже с трудом соотносились слова апостола Павла с посланием Иакова, и он даже был готов отдать собственный колпак богослова тому, кто "примирит Павла с Иаковом". Но если Лютер еще задумывался над тем, прав ли он, то нынешние гуру такими "комплексами" не страдают.
Как говорил отец сайентологии Рой Хаббард, "создавай свою религию и зарабатывай на этом миллионы"! Не нравится тебе православие, так сочиняй ему альтернативу в собственных катакомбах. Не устраивает то, что говорит твой пастор, организуй собственную общину, ведь наверняка многим твое религиозное творчество больше придется по вкусу. А главное, любого человека, утверждающего (иногда справедливо), что ты на самом деле несешь сущую ересь по отношению к предыдущей религии, можно припечатать на месте цитатой из Конституции о праве каждого исповедовать свои убеждения! Как говорится, не подкопаешься…
Но вспомним и о другом праве — на получение правдивой информации. Если каждый ныне уполномочен сочинять религии по собственному усмотрению, то потенциального потребителя этих духовных продуктов еще никто не лишал аналогичного права на объективную оценку их качества. Особенно если речь идет о лозунгах типа: "Обратись к вере предков!". Необходимо различать самодел, честно позиционирующий себя как: "Мне открылось такое-то видение", и авторское творчество, претендующее на возрождение чего-либо. Последнее просто обязано следовать азам того, что оно якобы возрождает, иначе все его заявления о преемстве — не что иное, как самое обыкновенное рекламное вранье.
Возьмем для примера современное славянское неоязычество. Как известно, одним из главных божеств неоязыческого пантеона является Род (отсюда и одна из версий самоназвания этого течения — "родноверы"). Но существовал ли Род как "отец всего" у древних славян? Такую теорию в свое время отстаивал один из самых известных исследователей славянского язычества, Б. А. Рыбаков. Но даже у него это утверждение весьма противоречиво. На сложности трактовки, в частности, обращается внимание в труде Д. Гаврилова и С. Ермакова "Боги славянского и русского язычества. Общие представления". Есть свидетельство одной рукописи XVI века, описывающей древние верования и цитируемой Н. В. Калачевым: "То ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды, и в том рождаются дети" (1872, с. 24). Приводя эту цитату в своей книге, Б. Рыбаков невольно перечеркивает собственную гипотезу. Если Род — действительно аналог христианского Бога-Отца, то почему же — "то ти не Род"? Ясно, что дело здесь не в единобожии, подозревать в котором древних славян вправду нет оснований. Но сказано: "Всем бо есть творец бог, а не Род" (Рыбаков, 1981, с. 449). Выходит, совсем другое божество почиталось нашими предками как вседержитель и податель жизни? Тем более, что известный историк и этнограф И. Срезневский как синоним слова "Род" приводит "геенна, огонь неугасимый", а по мнению ряда других специалистов-религиоведов, Род у многих племен был чем-то вроде Домового, мелкого божка вторичного пантеона.
Как минимум создатели неоязычества лукавят, выдавая предполагаемый отдельными теоретиками статус Рода за абсолютно известный факт. Исторически (на уровне официальной науки, а не "альтернативной истории", объектом которой, кроме Земли, является — только не смейтесь! — и Сириус) это никак не доказано.
Более того, не могло быть у разрозненных славянских племенных союзов, многие из которых в силу огромного расстояния друг с другом вовсе не общались, идентичного религиозного культа. Первая попытка создать единый для всей Руси пантеон богов была предпринята в 980 году князем Владимиром, и, надо сказать, не увенчалась ожидаемым успехом. И это в те времена, когда жили настоящие свидетели древней веры, а не читатели фантастических произведений о ней.
Впрочем, некоторые адепты русского неозычества, похоже, понимают нелепость своих притязаний на возрождение "единой славянской религии". Иначе зачем бы им понадобилось сочинять кощунственную пародию на христианский "Символ веры" (нетрудно догадаться, откуда взята конструкция "исповедания": "Верю в Богов, моих пращуров, единых в Роде, вечных и неуничтожимых")? Так и вспоминается известное высказывание о том, что дьявол — обезьяна Бога. Похоже, и у веры Христовой обезьяны-учения тоже иногда заводятся.
Читая, что одного из "пророков" неоязычества предки: "во имя спасения потомков позвали возвестить РУНВеру в единственного господа с именем Даждьбог", человек, мало-мальски знакомый с историей Руси, только иронически улыбнется. Как минимум, "предкам" за такую переборчивость попало бы в ирии и от Перуна, и от Сварога, и от Ярила, не менее почитаемых славянами. Ко всему прочему, варяжские руны, как и индийские веды, — совершенно другая и чуждая древним славянам культура. Но только таких общин становится все больше, несмотря на то, что историческая безграмотность "возрождателей" налицо. Почему?
Неоязычество — хорошо продуманный и коммерчески успешный проект. Выставляя в крайне неприглядном свете христианское учение (понятие о сути которого, кстати, большинство неоязычников имеет весьма смутное), оно в противовес ему предлагает людям "карма-колу" на любой вкус. Интегрировать Индию и Русь — да запросто! Сделать из вчерашнего "лузера Васи" крутого волхва — элементарно! Наслаждаться каждой своей прихотью и жить "на всю катушку", не оглядываясь на мораль и нравственность, всяческий "неоязъ" учит не хуже какой-нибудь "школы для стерв". А главное, как и любая другая неосекта, язычество убеждает каждого в том, что он крут, и потому плевать на все грехи. Это поистине лучший психологический наркотик для славянской души. И самый опасный…
По теме:
Язычество на Руси: жребий выбирает жертву богам
Нагота и язычество
Язычество спасет славян Ставрополья?