Константин Пархоменко: путь к миру - уважение

Что такое "чувства верующих" и можно ли их оскорбить? Что можно делать в защиту Церкви, а чего не стоит? Как примирить верующих и атеистов? "Правда.Ру" обратилась с этими вопросами к протоиерею Константину Пархоменко, медиахудожнице Елене Горбачевой, православному активисту Энтео и священнику, автору монографии о Сергее Есенине Андрею Дудареву.

Священник Собора во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка (Санкт-Петербург) Протоиерей КОНСТАНТИН ПАРХОМЕНКО:

— У каждого человека есть самое неприкосновенное в жизни — его близкие, семья, могилы родственников, священные знаки истории, поэтому большинство людей не хотят, чтобы на вечном огне жарили яичницу, плясали на гробах родственников, обижали близких. Любой верующий также имеет право на уважение своих религиозных чувств, потому что вера — это более дорогое, чем семья. Если наши святыни унижаются или обсмеиваются, я не могу согласиться с тем, что религиозные чувства православных невозможно обидеть. Если говорят что-то оскорбительное о моей святыне, о Господе, о Церкви, которая ведет меня к спасению — это является крайне оскорбительным для моих религиозных чувств.

Читайте также: Христос оскорбил чувства "православных"

Я глубоко протестую против глумления над пророком Мухаммедом, над священными символами иудеев, поэтому я поддерживаю принятие закона о защите религиозных чувств верующих. В нынешней редакции закон недоработан, там есть абсурдные моменты, но это не говорит о том, что такой закон не нужен — просто нужно дальше над ним работать.

Как христианин должен реагировать на кощунство?

— Создание православных дружин, сдирание маек с кощунственными изображениями, пощечины — это крайность, так реагировать нельзя. Православная церковь показала, как она может защищать свои святыни — молебном около Храма Христа Спасителя, когда верующие молились, чтобы христианские святыни не оскорблялись. Адекватная православная позиция — это не насилие, а защита наших ценностей в рамках закона. Мы можем просить, чтобы наши святыни не оскорблялись, мы благодарны государству, которое защищает наших соотечественников, что, в частности, произошло с акцией Pussy Riot. Но мы, ни в коем случае не должны переходить к военным или боевым действиям, это противоречит христианству.

Как вы относитесь к гражданской активности православных, в частности к уличным акциям?

— Я не против протестных акций, главное, чтобы они были согласованы с властью города и не мешали уличному движению. Если православные захотят устроить свое стояние — это нормально, главное, чтобы оно не переходило в потасовку и в насилие, потому что это никак не сочетается с православием. Например, если кто-то носит футболки с кощунственными изображениями или на выставках вывешиваются кощунственные картины, что я должен как христианин сделать? Прийти и порубить выставку картин или содрать футболку? Не думаю. Должны быть созданы государственные механизмы, пресекающие подобные вещи. А если таких законов нет, то каждый будет носить те майки, которые носит, и я никак не смогу на это воздействовать.

Читайте также: Эксперты: что же будет с Церковью и с нами...

Некоторые атеисты считают чувства верующих абстракцией: что таких чувств либо нет, либо они относительные…

— У каждого человека есть личное пространство, которое никто не может оскорблять. Например, гуманист не допустит, чтобы кто-то глумился над могилами предков или над правами человека. Так почему тогда верующим отказывают в праве на религиозное чувство, говорят, что не надо его защищать?

Сейчас отношения между верующими и неверующими накалены. Светские люди провоцируют православных, но и верующие, по мнению светских, также провоцируют их на определенные действия. Pussy Riot раскололо верующих на более либеральных и более консервативных. Как выйти из замкнутого круга взаимных обид?

— Некоторые верующие действительно провоцируют неверующих, и для меня эти провокации являются болью. Верующие и неверующие должны научиться уважать друг друга и действовать только в правовом поле. На самом деле, даже хорошо, что произошли эти провокации, потому что это заставило государство сформулировать законы и принципы по отношению к верующим и неверующим людям. Путь к примирению между верующими и неверующими лежит через закон и воспитание чувств. Церковь работает над воспитанием чувств верующих.

 

Православныйактивист ДМИТРИЙ ЭНТЕО

Что для вас значит словосочетание "чувства верующего"?

— Православные верующие защищают интересы подавляющего большинства граждан страны, поэтому мы считаем недопустимым нарушение прав и свобод большинства населения страны и глумление над православной верой. Мы видим, что нечто похожее происходит и в Греции, где хотят сделать сверхкощунственную постановку, в которой Христос и Апостолы представлены в виде гомосексуалистов. Православные понимают, что если они останутся равнодушными, Бог может наказать их за это, поэтому они протестуют против этой постановки. Их разгоняет ОМОН, но они не дают открыть этот спектакль. Представители театрального сообщества и либеральной общественности ругают жителей Греции самыми последними словами и возмущаются тем, что свобода кощунников хулить Бога попирается.

Читайте также: Дмитрий Энтео: мы выполняем соцзаказ

Можно ли оскорбить чувства верующих?

— Для любого верующего человека Бог больше семьи, нации, карьеры, поэтому мы не хотим, чтобы наши святыни оскорблялись. Любой человек не даст попирать имя Отца, а Бог — это Отец всех христиан. Чем более живая вера у человека, тем более ревностно он противодействует кощунству и попранию Имя Божьего. Самые великие святые и подвижники жестко действовали в отношении кощунников, даже Паисий Святогорец в этих случаях применял силу. А для гуманиста понятия "Бог" или "оскорбление религиозных чувств" ничего не значит…

А может быть, христиане не понимают сущность либерализма? Ведь Христос тоже был либерален, он возвысил личность и впервые заговорил не только о народе, но и о человеке.

— Новый Завет — это обращение Бога к каждой конкретной личности, поэтому высшим даром, которым Бог наделил человека, является свободная воля. Это величайшая святыня, которая наполняет все существующее величайшим смыслом, ведь для того, чтобы получить этот дар, необходима любовь, для любви необходима свобода, а свобода подразумевает возможность отказаться от любви.

Откуда все зло в мире? Не от Бога, а от того, что человек злоупотребляет свободной волей. В Священном Писании есть слова: Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными. Истина — это Сам Христос, а столп и утверждение Истины — это Православная Церковь. Либерализм — это философия, которая воспринимает высшей ценностью права и свободы человека, а по сути — возможность делать любое зло. А Православие учит свободе от зла, потому что истинная свобода — это не зависимость от зла, а освобождение от него. Кто свободнее, наркоман, сидящий на героине или здоровый человек? Православная церковь освобождает человека от страстей, от всего в мире.

Может ли православный человек обижаться?

— Конечно, может. Если друг тебя предал и просит прощения, ты его можешь простить, но если человек нападает на твоих братьев и сестер, на твое Отечество, мы должны давать отпор и никакого пацифизма в этих вопросах быть не может, это противоречит Священному Писанию и Священному Преданию. Свою щеку можно подставить, но не щеку своего ближнего. У многих антицерковных людей из либерального сообщества есть набор стереотипов о том, какими должны быть христиане, и они очень удивляются, что их представления не совпадают с действительностью. Либералы хотят видеть нас всепрощающими, не влияющими на общественное пространство, нищими, забитыми, сидящими в резервациях, в то время, как они будут строить в России свое гражданское общество.

Недавно я присутствовал на собрании "Яблока" и оно было посвящено планам либералов по противодействию строительства храмов 200 (600). Так вот, один из выступающих прямо сказал, что он очень любил Православие в 90-е годы, когда оно было забитым, но сейчас он призвал обратно отправить православных в катакомбы…

 

Медиахудожник ЕЛЕНА ГОРБАЧЕВА

— Для меня чувство верующего человека заключается в постоянном присутствии Иисуса Христа в душе, и только через это чувство можно воспринимать внешние события. Когда я забываю, что Христос рядом, я тут же начинаю жестко реагировать на эти события и травмирую людей и свою душу. Православный человек, помимо регулярного посещения храма, должен постоянно оберегать это чувство в душ, е и люди, которые нас окружают, хотя бы не должны получать от нас агрессии.

Читайте также: Пляски на солее выгодны Церкви?

Можно ли оскорбить чувства верующего человека?

— Чувства верующего человека можетоскорбитьвсе,чтоугодно,потомучтомы живем в несовершенном мире. Но если говорить глобально, то я не знаю, что должно случиться, чтобы мои чувства верующего были оскорблены. Если человек совершает зло — это его жизнь, его урок. Мое чувство никак не может быть оскорблено, поэтому если я вижу, что человек заблуждается, я пытаюсь не судить его, а понять.

А если оскорбление касается не вас лично, а Христа, Церкви Христовой?

— Те, кто это делают, по меньшей мере, невоспитанные и глупые люди, они не ведают, что творят. Но такими поступками нельзя поколебать православную веру в целом. В нашей стране были страшные периоды гонений на православных, когда храмы сносились, отдавались под различные учреждения, но даже это не убило в нашем народе соборного православного духа, и при малейшей возможности Церковь Христова восстановилась.

Для меня это является самым главным показателем веры человека, поэтому внешние проявления не могут поколебать внутреннего стержня истинно верующих людей. Мы не властны над поступками других людей и над ходом истории, но если у человека установилась связь с Богом, как эту связь можно поколебать? Ей не может ей угрожать поступок отдельно взятого человека.

Некоторые говорят, что когда оскорбляют Христа или Церковь, нужно отвечать, нельзя подставлять вторую щеку…

— Самое главное — не предать веру внутри себя, поэтому если я начинаю противодействовать другому человеку, я вступаю в противоречие с теми устоями православия, в которые я верю. Если выбирать между защитой Матери-Церкви и веры Христовой в себе, то я выберу второе — это то, что мне по силе. А первое мне не по силе, потому что я не смогу защитить Церковь от нападок, я не знаю, как это делать…

А как вы относитесь к тем, кто защищает Церковь, как может?

— Главное, чтобы верующие не превратились в православных фашистов, совершающих насилие по отношению к другим людям. Это очень вредно для духа православия: ведь истинно верующий человек не будет насильственно переделывать другого. Вообще, православная вера — добровольная, человек приходит к покаянию не потому, что его принудили, объяснив, что он не прав, а потому что сам захочет измениться.

Православие существует много лет только потому, что духовные люди никогда никого насильно не принуждали к покаянию и не осуждали даже самых страшных грешников, поэтому метод убеждения для меня более действенен, чем метод агрессивной защиты, даже если храму или священнику угрожает опасность. Но верующим людям молчать тоже нельзя, потому что как иначе донести до людей, решающих свои идеологические или политические задачи, о своей боли за судьбу православия. Но это максимум того, что православные могут себе позволить, поэтому я против агрессивной защиты православия.

 

Настоятель храма Святителя Пантелеймона в городе Пушкино при Центральной районной больнице, автор книги о Сергее Есенине "Дело жизни", протоиерей АНДРЕЙ ДУДАРЕВ

Отец Андрей, что такое "чувство верующего" и можно ли его оскорбить?

— Понятие "чувство верующих" связано с понятием "вера": что понимаешь под верой, то и оскорбляется. Если это обрядовая вера, затрагивающая только внешнее поведение, то тогда оскорбительным будет все, что связано с оскорблением видимых предметов. А если вера — глубокая, не связанная с физическим миром, то это чувство оскорбить практически невозможно, потому что, оскорбляя его, ты будешь оскорблять в первую очередь самого себя. Когда Иисус Христос бичом выгонял продающих из храма и опрокидывал столы меновщиков денег, он тоже оскорблял чувства верующих, но каких?! Книжников и фарисеев, которым он посвятил большинство своих обличительных проповедей, потому что для них святыней было как раз внешнее.

Читайте также: Верю - не верю, или Парадоксы религиозности

Какая главная проблема современных христиан?

— Главная проблема современных христиан — это отсутствие интереса к первоисточнику, к Евангелию, к личности Иисуса Христа. Мы больше верим в традиции и обычаи, чем в Христа. У современных христиан нет цели по преображению окружающего мира, а есть только стремление к личному спасению. А в христианстве все не так: даже у апостола Павла написано, что результатом лично-нравственного преображения является преображение окружающего мира. Мы чему-то учимся друг у друга, но при этом не анализируем и не сопоставляем этот опыт с Евангелием и с Иисусом Христом — а это должно быть основным пунктом веры, потому что Христос показал нам, как достичь главной цели, сказав "Я есть Путь, Истина и Жизнь". Поэтому жизнь Иисуса Христа,егоотношениеклюдямучит нас тому,что такое вера и как нужно себя просвещать в плане веры.

Имеет ли право христианин обижаться или оскорбляться, в частности на кощунников?

— Обида, как правило, приводит к тому, что люди перестают общаться друг с другом. Христианин имеет право обижаться, если целью этой обиды является исправление другого человека посредством удаления от общения. Кощунство — это попрание вещей, связанных с верой, без желания их возвысить или открыть подлинную суть этих предметов. А если человек хочет родить дискуссию вокруг этого предмета, то это уже не кощунство, а вызов, провокация, которая до определенной степени приемлема.

Возьмем, к примеру, произведение Сергея Есенина "Инония". В этом произведении он пишет такие строки: "Тело, Христово Тело выплевываю изо рта". Многие современники поэта восприняли эти строчки как кощунство, как глумление над Святыми Таинствами, и даже Блок в беседе с Есениным сказал ему: "Сережа, зачем так? Это ведь кощунство". А Есенин ответил: "Что-что, но кощунствовать я не хотел".

Надо сказать, что большинство современников Есенина воспринимали Причастие как способ избавиться от страданий и избежать трудностей. А Есенин наоборот воспринимал Причастие как возможность последовать за Христом на Крест, поэтому строчки Есенина не были кощунством, а были способом возвысить Таинство Евхаристии. Эту же тему он развивает во второй части поэме Инония в таких строчках: "Даже Богу я выщиплю бороду оскалом моих зубов, ухвачу его за белую…". Бог в виде седовласого старца — это неканоническое изображение, распространенное в начале XX века. Получается, что Есенин хватает не Бога за бороду, а искаженный образ его современников, и говорит: "Я иным тебя, Господи, сделаю (в глазах своих современников), чтобы зрел мой словесный луг", чтобы люди наконец-то начали слушать Слово. Есенин себя позиционирует в "Инонии" как пророк — "так говорит по Библии пророк Есенин Сергей". Но пророк не Бога, а Священного Писания, он читает Библию и пытается донести до людей слова из первоисточника — Евангелия и его словесный луг — это Слово Божие, о котором радел Есенин.

Как вы относитесь к последним событиям вокруг Церкви, в частности к истории с Pussy Riot? Что это — кощунство или просто провокация?

— Для меня важно понять, почему девочки сделали это: если они хотели своим поступком возвысить веру — это не кощунство, а если попрать ее, то это кощунство. Но при этом нам очень легко осуждать и нашего Патриарха, и президента, и правоохранительные органы, не будучи на их месте. Когда за тобой миллионы, очень трудно принимать решения, учитывающие интересы большинства. В данном случае, может быть, правильно, что их наказали, потому что не накажи их, было бы хуже: были бы новые, более разрушительные провокации и акции протеста…

Читайте также: За осквернение святынь хотят давать пять лет

Как нужно бороться с кощунством, если это действительно кощунство?

— В первую очередь мы должны разобраться, что для нас святое и ценное. Для одного святыней является икона, для другого — храм, для третьего — мощи, для четвертого — личность Иисуса Христа. Поэтому для одного кощунством будет попрание иконы, для другого — храма и т. д.

Вообще современному человеку часто не важно, что изображено на иконе, хоть демон: он не заметит и поклонится демону, потому что для такого человека главное, чтобы перед иконой стоял подсвечник, на иконе висела лампадка — и все. Если попирается такая икона, это не кощунство. А если человеку важно, что изображено на иконе, он стремится следовать примеру этих святых, тогда осквернение такой иконы будет кощунством. Есть такое выражение: "Бог не выдаст, свинья не съест". В 1917 году Бог выдал и храмы, и иконы, и священников, но для Бога, как мне кажется, святыней является только то, что наполнено человеческим пониманием, чувствами, внутренним миром.

Иоанн Кронштадтский незадолго до революции говорил, что если мы не наполним храмы живой верой и любовью, то случится страшное. Если мы сейчас не наполним наши храмы живой верой, то Бог опять отдаст эти предметы на поругание, потому что для Него это просто дерево, краски, металл, камни и ничего больше…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"