Исмаил и Исаак: два сына Авраама, два пути

Внимание неисламской общественности к празднику Курбан-байрам, который в 2012 году выпадает на 25 октября, обычно привлекают лишь протесты "зеленых" против жертвоприношения барашков и коз. Действительно, претензии защитников природы к ежегодным событиям при окончании хаджа, через 70 дней после праздника Ураза-байрам, понятны — по "классике" ислама, кровь жертвенного животного должна вытекать из перерезанного горла до последней капли. Но есть в Курбан-байраме и то, что по смыслу гораздо глубже факта ритуального умерщвления животных.

Он, как ничто иное, проводит резкую черту между мировосприятием двух разных религий, можно даже сказать, разных миров — мусульманского и христианского. Потому что сущность этого праздника состоит в памяти о жертве библейского пророка Авраама, именуемого мусульманами Ибрагимом. Только, как верят празднующие Курбан-байрам, Ибрагим-Авраам возложил на жертвенный алтарь по слову архангела Джибриила (Гавриила) не Исаака, а Исмаила — по Книге Бытия, сына рабыни Агари. Но так же, как Исаак в христианском Писании, юноша был чудесным образом спасен. Почему же в мусульманстве не сын свободной Сарры, а сын Агари становится каменем преткновения для веры праотца и по какой причине в исламе был изменен сюжет Ветхого Завета?

Читайте также: Ид уль-фитр - исламский праздник живота

В Торе, Пятикнижии Моисеевом, которая является священной книгой для христиан и признается мусульманами, Исмаил и Исаак являются не просто сыновьями пророка, но и родоначальниками целых народов. Нельзя не обратить внимание на то, что в Ветхом Завете с личностью праотца всегда связано не только прошлое, но и будущее определенного этноса. Поэтому многократно встречается даже именование народности именем ее предка (к примеру, Израиля-Иакова). Действительно, сложно не заметить очевидную параллель между жизнью родоначальника и дальнейшей судьбой его потомков.

Исмаил — сын-изгнанник, впоследствии ставший князем зародившихся в пустыне народов. Подобный путь проходит и основатель ислама, пророк Мохаммед, который, на протяжении долгого времени скитаясь в изгнании, основывает собственную религиозную общину и поднимает ислам до уровня государственной религии. Жизнь Богочеловека Иисуса Христа также во многом похожа на судьбу Исаака. Будучи приготовленным для жертвы во искупление грехов своих праотцев по плоти, но воскреснув от смерти, Он затем, как Исаак отыскал Ревекку, находит свою невесту-Церковь в далеких, ранее бывших языческими, странах…

Книга Бытия повествует о рождении Исмаила так: "Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою (…). Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил" (Быт. 16:1-4; 16:15). В то время это был распространенный для бездетной знатной женщины ритуал, так как рожденный на ее колени ребенок мог считаться ее собственным. Таким образом, Исмаил должен был стать спасением Сарры от бесчестия, вызванного ее бездетностью.

Но, как видим из развития истории, этого не произошло. Напротив, забеременев, Агарь начинает презирать свою госпожу, чем вызывает ответную нелюбовь и преследование по отношению к себе и своему сыну. И Господь дает Сарре кровное дитя, которое должно было наследовать Божие обетование, — Исаака. Ради этого ребенка Агарь и ее сына Исмаила необходимо было изгнать. Значительно позже, в Новом Завете, апостол Павел напишет о Божием Произволении так: "Изгони рабу и сына Ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной" (Гал. 4:30). А вера рожденного в рабстве и к тому же изгнанника не может существовать без искупительных жертвоприношений и, как бы это крамольно не звучало, без очищающей крови. Не случайно о сакральном смысле последней неоднократно говорится и в христианстве, и в исламе, и в язычестве.

Доказательством этого могут быть также пасха и жертвоприношения богоизбранного народа, Израиля ветхозаветного времени, по смыслу и форме очень приближенные к современному исламскому Курбан Байраму. Но у христиан, наследников Исаака, появился Новый Завет, в котором кровь жертв, приносимых руками людей, была заменена Вневременной и Бесценной Кровью Мессии. Необходимости проливать кровь руками людей более не стало. В мусульманстве же подобной замены произойти не могло, потому что Исмаил, в отличие от Исаака, не имел обетования. Рожденный в рабстве подлежит букве того же закона, которым порабощены родившие его. Он не сможет прервать этот круг греха — платы за грех в виде жертвы — без помощи Того, кто выше любого закона. Но только после окончательного искупления повинность отменяет прощение.

Читайте также: Ляйлят аль-Кадр - Ночь могущества

Возможно, многие увидят в этих строках некую дискриминацию. Но речь не идет о том, что праотец мусульман Исмаил был чем-то хуже в глазах Всевышнего, чем Исаак. Напротив, в Книге Бытия о сыне египтянки Агари пишется: "Бог был с отроком" (Быт. 21:20). Вопрос здесь в другом: разности путей. Религия обетования или вера крови и предписаний, жертв, которые надо приносить снова и снова? Принятие Божией Самопожертвы ради человека или юридическое подчинение догме, которая часто допускает и жестокость, и безнадежность? Каждый выбирает по себе.

О предке мусульман в Писании говорится: "И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ" (Быт. 17:20). Действительно, духовная сила ислама велика, о чем говорит и его стремительное утверждение в мире. Но какова она, эта мощь, утвержденная на крови? Есть над чем подумать…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"