Одним из частых обвинений, звучащих из уст украинских греко-католиков в адрес Русской православной церкви, является фраза: "Они нас не замечают". Вот и после визита Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу лидер УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук, помимо прочего, особо отметил, что российский первоиерарх начал общаться "не только с главой всей Католической церкви, но и с главой локальной церкви".
После чего униатский лидер продолжил: "Я бы очень хотел, чтобы подобная вещь состоялась и в Украине. Во-первых, нам бы было очень приятно, если бы начался наконец личный диалог на уровне наших церквей. Чтобы Московский патриарх признал как своего собеседника Украинскую греко-католическую церковь. Потому что до этого времени о нас говорят только со Святейшим Отцом в Ватикане почти всегда без нас — хотя с тем же Папой и его польской паствой она уже ищет пути примирения".
Читайте также: Зовем к "примирению", хотим капитуляции?
Ситуация может показаться странной — и, на первый взгляд, далекой от принципов христианской любви. Да, конечно, любая традиционная Церковь исходит из понятия своей единственности и исключительности. Другое дело, что Православие представляет собой сообщество Поместных Церквей разных стран, находящихся друг с другом в молитвенном и духовном единстве. Но католики к ним, увы, не относятся — и на Патриарших Литургиях не поминаются. И отношение к ним соответствующее — как к братьям во Христе, но заблудшим в отношении Истины. Что, разумеется, не предполагает полноценного признания католической иерархии и преподаваемых ею Таинств за настоящие.
Тем не менее, диалог между РПЦ и РКЦ худо-бедно. но идет. Вот уже начался и с польскими католиками. А чем же униаты хуже, за что им такая дискриминация?
Нужно заметить, что негативное отношение к Унии наличествует не только в русской Церкви. Те же греки, например, еще в XVII веке принимали местных униатов в общение лишь после полноценного перекрещивания, как самых страшных еретиков, не верящих в Троицу. Точно так же ныне поступают и православные словаки.
Правда, в критике позиции Москвы по отношению украинским униатам нередко можно заметить намеки на "великодержавный шовинизм". Вот, дескать, "москали ненавидят истинных украинских патриотов — потому и также относятся и к их национальной церкви".
Чтобы понять всю смехотворность таких посылов, достаточно обратиться к истории. Ведь крайне отрицательное отношение к Брестской Унии, заключенной в 1596 году между отрекшимися от Православия украинскими архиереями и Католической церковью, досталось Москве "по наследству". И не от кого-то — а от как раз… украинцев — и сохранившего верность Православной вере духовенства, и рядовых верующих, и тогдашней военно-политической элиты — казаков. Униатам не могли простить измены не только вере, но и своему народу, ведь они тут же стали рьяно служить угнетателям Украины — Речи Посполитой.
Сама задумка Рима была гениальной по коварству! Не желают "отсталые православные" менять веру — ну так оставим им ее видимость. Обряды, юлианский календарь, титулование духовенства, чинопоследование богослужений. Главное, чтобы они подчинялись Папе как главе Церкви (вместо Иисуса Христа), приняли ее Догматы — и постепенно проникались духом латинства и западничества.
В животном мире такое явление именуется мимикрией — когда одно животное маскируется под другое. Бывает, что с целью напугать врага своей мнимой опасностью, а бывает — чтобы, наоборот усыпить бдительность потенциальной жертвы собственной иллюзорной безопасностью. А затем с аппетитом ее скушать.
В мире же человеческом примером мимикрии является, например, одевание мундира чужой армии шпионами или диверсантами. Очень эффективная штука, пока не проверят документы — можно всюду свободно пройти, собрать информацию, склад взорвать. Да вот беда — по законам всех армий и Женевской конвенции, таким "хитрецам" не положен статус военнопленного — для этого нужно быть одетым в свою форму. А со шпионами можно делать все что угодно — военным преступлением это не считается.
Так что когда разразилась освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого, пощады изменникам не было. Точно так же, как в годы Великой отечественной войны попавших в плен немцев отправляли в лагеря для военнопленных — а всевозможных власовцев и прочих пособников Гитлера после скорого допроса ставили к стенке. И, так, кстати, поступали с предателями, ставшими на сторону врага не только русские, и не только в XX веке.
И в середине XVII века пленные поляки-католики, но могли рассчитывать на освобождение — по обмену или за выкуп. А вот на униатов такая практика не распространялась. Обычно их просто топили в ближайшем водоеме — за исключением красивых девушек, если те соглашались вернуться в Православие и выйти замуж за казаков. Не ради экономии боеприпасов — казнь можно было совершить и саблями. Просто изменникам, перешедшим на сторону заклятых врагов своего народа и его веры, по однозначному убеждению "запорожских лыцарей" была положена "собачья смерть". Да, собственно, и самих униатов они называли обычно с приставкой "собаки".
Жестоко? Безусловно. Но чего еще могли ожидать угнетатели украинского народа, а особенно их пособники, за многовековое угнетение, массовые грабежи и казни, принуждение к отречению от веры? Любителям ссылаться на "подставление другой щеки" полезно напомнить и об альтернативной евангельской максиме: "Каким судом вы судите — таким и вас судить будут", а также "Взявший меч — от меча и погибнет"
Примечательно, что враждующие партии украинского казачества относились к греко-католикам с поразительным единодушием. Например, самый известный украинский "западник" Выговский, ставший гетманом после смерти Хмельницкого, русских ненавидел просто до чертиков. Чего стоит одна его битва при Конотопе, где руками превосходящих сил крымского хана ему удалось разгромить один из отрядов "московитов"? За это ему до сих пор поют "аллилуйа" украинские националисты. Более того, Выговский, разорвав договор с Москвой, уже заключил соглашение с Варшавой (которое, впрочем, не захотел ратифицировать Сейм) о превращении Украины в польскую провинцию под названием "княжество Русское". Но одним из ключевых пунктов этого договора было полное изгнание униатов за украинские пределы.
Даже спустя больше столетия после великого Богдана, несмотря на "русскую оккупацию Украины" Левобережья (как называют этот период ее пребывания в составе Российской империи местные националисты) неприязнь к униатам ничуть не уменьшилась. Так, в ходе известного восстания "Колиивщина" в 1768 году на Правом берегу Днепра, принадлежащего Речи Посполитой, его участники вырезали униатов просто "до ноги". Спасло их от окончательного уничтожения лишь вмешательство "клятых москалей" — русского отряда под командованием генерала Кречетникова вместе с преданными запорожскими и донскими казаками, которые приструнили слишком уж зарвавшихся в своей праведной мести единоверцев.
Шли годы. Побывавшие под владычеством Австро-Венгерской империи униаты забыли прежних патронов и поменяли "ориентацию". И когда Галичина вновь вернулась в состав Польши, сделали своим знаменем уже не прежнее "полонофильство", но агрессивный украинский национализм, видящий своих врагов и в поляках, и в русских — да, впрочем, и во всех несогласных с бандеровцами украинцах тоже. Вот тогда и запели униаты о своем "патриотизме" и "казацких традициях". И даже стали прохаживаться маршами в Киеве на Покрову, 14 октября — который считается днем рождения украинского казачества. Хотя, как указывалось выше, настоящие православные казаки не только Хмельницкого, но даже Выговского в гробах бы перевернулись при виде своих современных якобы последователей.
Потому что на самом деле, униатский "патриотизм" каким был 400 с лишним лет назад — таким и остался. Просто украинские греко-католики отказались от посредничества Варшавы — но сохранили (и еще больше упрочили) ориентацию на Рим и в его лице — на западную цивилизацию. Кардинальные отличия которой от цивилизации православной признают не только украинские или российские ученые — но и большинство западных, на манер Сэмюэля Хантигнтона в его знаковой книге "Столкновение цивилизаций".
Читайте также: Украина: православие или "голубые" ценности?
Так что вошедший в практику греко-католиков обычай ненавидеть вместе с русскими еще и поляков ничуть не означает отказа от их главной цели — отрыва Украины от православного мира. И тем самым уничтожения в ней Православной церкви. Что и делается продолжающейся "мимикрией" УГКЦ под "православных" — а теперь еще и усиливаемую обряжением в казачьи жупаны и шаровары.
Так что пусть архиепископ Святослав Шевчук, если хочет общаться с Русской православной церковью, для начала оденет настоящий мундир истового католика — а не продолжает рядиться в "почти православного" католика восточного обряда. А тогда уже можно будет с ним и поговорить — как с "равным партнером". Впрочем, врядли даже в этом случае возникнут какие-то точки соприкосновения — учитывая изначально агрессивно-антиправославную сущность униатства, главного оружия Рима для уничтожения Православия путем "слияния и поглощения".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"