Путь к спасению: христианские поиски

Как наследовать Жизнь Вечную? Такой вопрос рано или поздно встает перед всеми поверившими во Христа — ведь именно в этом заключается главная задача верующего человека. Суровое монашество или жизнь в миру, аскетизм или семья, удаление от мира или руководство его судьбами? Каждому из нас нужно искать свой уникальный путь, помня о его великой цели.

Протестантам в этой связи намного легче — согласно их богословию, спасение у тебя в кармане с момента, когда ты уверовал, а сам факт веры человека свидетельствует о принадлежности его к избранным Богом. Справедливости ради стоит добавить, что даже у последователей Лютера-Кальвина (и тысяч других конфессий и сект помельче, последние 500 лет размножающихся делением не хуже простейших микроорганизмов) это не означает возможности пускаться во все тяжкие, раз ты уже спасен. Это ведь, все-таки, дар Божий — а от него отказаться в любой момент, особенно, если больше возлюбить грех, чем Любовь Творца.

Традиционные же конфессии, православие и католицизм, относятся к спасению более трепетно. И считают, что именно его достижение и есть основная жизненная задача христианина. По слову ап. Павла: "со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Флп.2:12) Правда, с тех пор, как с таким же вопросом к самому Христу обращался богатый юноша, ситуация стала ненамного более определенной. Собеседник Спасителя с детства выполнял все заповеди Библии, но все равно чувствовал какую-то неполноту в своей жизни. И получил от Господа рекомендацию: "Продай все имущество, раздай его нищим — и приходи последуй за мной" (Мф.19:21). Видя, что юноше жаль богатства, Христос с грустью заметил: "Труднее верблюду пройти сквозь игольные уши — чем богатому войти в царство небесное".

С тех пор данный отрывок стал почвой бесчисленных спекуляций на тему "почему христианин не может быть богатым". И дело даже не в том, что сравнение "обреченности" зажиточных людей с верблюдом, пытающимся протиснуться в микроскопическое угольное ушко — плод не совсем точного перевода. Да, были в Иерусалиме очень узкие ворота, которые так и называли — "Игольные уши", и верблюду пройти сквозь них было трудно. Но при известной сноровке — вполне возможно. Тем более, что сам Христос добавлял: "Что невозможно для человека — возможно для Бога", тем самым избавляя богачей от отчаяния.

И вообще, суть ведь не в богатстве как таковом. Да, и оно может стать ценностью главнее Бога и Его Любви — но разве только оно? Да любая, казалось бы, самая мелкая страстишка может стать "идолом", затмевающим в душе человека единственное, что достойно истинного поклонения — Творца всего.

Впрочем, борьба со страстями — тема, требующая отдельного разговора. Куда больше христиан занимает вопрос: "Как жить?" — особенно вскоре после обретения веры. Обычно неофит погружается в океан самой разной литературы и ищет в ней примеры для подражания. В этот период многие, например, желают уйти даже не в монастырь, а в самую настоящую "пустынь", чтобы уподобиться великим подвижника прошлого, таким, как св. Антоний Великий или прп. Сергий Радонежкий.

Заканчиваются же такие попытки (опять же, в большинстве случаев) полным фиаско. Недаром ведь с самого начала иночества для желающих стать монахом устанавливался своего рода кандидатский стаж, когда человек в статусе послушника проверял свою готовность к принятию пострига. Причем, в отличие от современных монастырей, послушничество могло длиться десятилетиями.

Другие поступают умнее. И в тоже время хитрее. Они идут за советом к прозорливым старцам. Порой оказывается, что вместо настоящего "старца", умудренного опытом и преисполненного Духа святого подвижника ищущий вразумления неофит может попасться "младостарцу". Который отличается по своим подходам от "гуру" из классической тоталитарной секты лишь тем, что дает императивные послушания, прикрываясь православным крестом, а то и саном.

Но даже если повезло встретиться со старцем настоящим — возложение на другого бремени своих духовных поисков, тяжелого труда по осознанию смысла своей жизни — не похоже ли оно на обман? Или просто на лень сродни той, которую демонстрируют любители гороскопов, наивно ожидающие, что успех им принесут прогнозы очередных шарлатанов.

Разумеется, это не означает, что верующий не должен вообще обращаться за советом по своей духовной жизни. Наоборот — должен. К более опытным верующим, батюшкам, духовнику. Только и тут желательно помнить, что Господь никого не спасает "по щучьему велению", но помогает тому, кто самделает усилия по своему спасению. Так что желающему его достичь надо хотя бы начать свой путь.

И вообще, христианство, несмотря на извращенную критику в том, что оно "религия рабов" — на самом деле, религия свободы. Ведь человек — единственное из всех живых существ, созданное по образу и подобию Божию. Поскольку же Бог — существо абсолютно свободное, то и его Образ наделяется теми же свойствами. И бегство от свободы, то ли к "немощным началам века сего", той же астрологии, то ли к гуру тоталитарных сект, то ли даже к настоящим старцам по поводу и без ("батюшка, благословите испить воды") само по себе является далеким от Божьего замысла деянием.

Что же тогда делать? Ведь, живя своей волей, так просто наделать греховных ошибок! Вообще, на этот счет неплохо помнить, что "нет такого греха, который может превзойти милосердие Божье". Разумеется, при условии искреннего покаяния в нем. Более того, часто именно великие грешники становились великими святыми — в отличие от "теплохладных", успокаивающих себя мыслями: "Ну я же никого не убиваю, не ворую — чего мне бояться?". Например, закоренелая александрийская блудница, покаявшись, стала преподобной Марией Египетской. А великий маг, личный друг Сатаны Киприан Карфагенский, раскаявшись в колдовских злодействах, стал епископом, принял мученическую смерть за Христа, и с тех пор является одним из самых действенных помощников против злого колдовства.

Так что у каждого искренне жаждущего идти к Богу есть "страховка" на случай падений — покаяние и неизреченное милосердие Божье. И все же — каким "компасом" можно воспользоваться, чтобы не сбиться с правильного пути? И, главное, как выбрать свой путь, а не чужой, хоть внешне и вполне правильный и привлекательный?

Ответ на это дает самый известный русский святой XIX века, преподобный Серафим Саровский. В беседе со своим почитателем Мотовиловым "О Святом Духе", старец дал гениальные в своей простоте советы на тему выбора правильного пути. Человеческую жизнь, смыслом которой является стяжание благодати Святого Духа, он сравнил с "духовной куплей". А самих верующих — с купцами, ищущими наибольшей прибыли. Под последней, конечно, имелись в виду не деньги, а та самая благодать. Соответственно, верующий-"купец" путем проб и ошибок сам должен найти то дело, которое даст ему "наибольший прибыток".

А дел таких может быть великое множество. Просто нужно испытывать себя, свое сердце. Ведь действие Святого Духа не спутаешь ни с чем — по ощущению радости, счастья, утешения, мира в душе. Кому-то, например, такую радость доставляет неукоснительное выстраивание длинных церковных служб — а кому-то прочитывание их дома, по книгам.

Кому-то очень полезны паломнические поездки по святым местам — а другие всю жизнь проводят с неменьшей духовной пользой, не выезжая из родного городка. Кто-то идет в священники или монахи — а кому-то для ощущения счастья достаточно тихой семейной радости. Кстати, самому великому подвижнику, св. Антонию Великому Господь приказал учиться святости у "более совершенных" простых женщин, которые, не будучи сами сестрами, 15 лет прожили в браке с двумя родными братьями под одной крышей — и при этом "не разбили ни одного горшка" между собой. Для кого-то жизненным стержнем является любимая работа — недаром Церковью канонизированы, например, многие князья и полководцы.

По сути дела, речь идет об осознании своего, данного Богом, "таланта". И в его всемерном развитии, и получении в своей земной жизни "процентов", "прибыли" за его использование. Окончательное же воздаяние будет в Царстве Небесном.

Конечно, правильный выбор жизненного пути не означает тотальной специализации в нем. Многообразие тоже приветствуется — хотя бы для периодической "проверки": вдруг какая-то область неожиданно окажется благоприятной для "духовной купли"? Тем более, что и "таланты" у человека могут быть больше, чем в одном экземпляре. Главное — с самого начала выбрать стратегически правильную цель — постигать Бога и его Любовь. И тогда уже не имеет особого значения даже количество проб и ошибок, временных заблуждений и метаний. Как справедливо отметил известный английский писатель и богослов Клайв Льюис: "Бог ведет к себе каждого человека кратчайшим путем, даже если этот путь — кружной".

Читайте также:

Отношение христианства к войне — один из самых…

Афонские старцы — о грядущих испытаниях и судьбах…

Считается, что молитва святых угодников может помочь…