Святитель Тихон - Патриарх революции

Наверное, ему было нелегко — так же, как и первому патриарху, Иову. Столько же насмешек испытал он на себе — так же, как и нынешний патриарх Кирилл. Но если первому пришлось жить при Иване Грозном, а второму — в наши дни, то святителю Тихону "посчастливилось" нести служение в годы революции.

Будущий патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 году деревне Клин под Псковом. Отец его был священником. Когда Василий был еще совсем маленьким, его отцу было откровение. Во сне ему явилась покойная мать, предсказавшая судьбу каждого из троих его сыновей. "Василий, — сказала она, — будет великим". Семинаристы в шутку стали называть его архиереем, а в академии — патриархом.

Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашней готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений…

По окончании академии Василия направили преподавать в родную Псковскую Духовную Семинарию догматику, нравственное богословие и французский язык. В 25 лет он принял монашество. На его постриг собрался почти весь город — молодой преподаватель стал любимцем не только семинарии, но и всего Пскова. Кроткий, тихий, он стал в монашестве Тихоном — в честь святителя Тихона Задонского.

Карьера Тихона шла семимильными шагами. Очень скоро он становится архимандритом и ректором Холмской духовной семинарии, а в 33 года — епископом. Он возглавляет сначала Холмскую кафедру, а затем — далекую Алеутскую, в Сан-Франциско. В 1905 году уже в сане архиепископа Тихон — во главе всей Православной Церкви в Америке. С родины уже доносятся тревожные вести, в России — революция. Всей душой американский архиепископ там, но пока он вынужден быть здесь и трудиться на ниве распространения православия за океаном. 3а два года он сделал невероятно много: учредил два викариатства, закладывал новые храмы — в том числе кафедральный собор святителя Николая в Нью-Йорке, обустроил дом для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России, принимал деятельное участие в переводе и печатании богослужебных книг… Американцы избрали его почетным гражданином своей страны.

В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру. И опять, как всегда, мгновенно снискал всеобщую любовь — за простоту обхождения и жизни, ласковость, внимательность. Он постоянно объезжает епархию, служит в простых приходских храмах. А одним из первых распоряжений архипастыря был запрет духовенству при личных к нему обращениях класть земные поклоны.

Первая мировая война застала его уже в Вильно — как епископа Виленского и Литовского. Непростая епархия: влиятельная Католическая Церковь, смешанное русско-польско-литовское население. Пробыл тут будущий святитель недолго, но и здесь успел снискать всеобщую любовь: делал много пожертвований в различные благотворительные учреждения, общался с простым народом. С началом войны он перебирается почти на самую линию фронта: посещает госпитали, исповедует и причащает раненых, напутствует умирающих. Толпами идут к нему несчастные обитатели Виленщины, оставшиеся из-за войны без крова, без средств к существованию…

Архиепископ Тихон не мыслит себя в другом месте, он должен быть рядом со своей паствой и помогать ей чем может. Но Святейший Синод имеет на популярного в народе архипастыря свои виды. Его то вызывают в Москву, то — время от времени — в Петроград для участия в работе Синода. Впереди должен быть новый подъем по карьерной лестнице, а не возня с беженцами да солдатами. Так и случится, только никто еще не мог знать, при каких обстоятельствах. Для начала, после Февральской революции вместе с другими архипастырями архиепископа Тихона из Синода уволили. А спустя три месяца… сделали митрополитом Московским. Непростое назначение, учитывая, что как раз тогда обсуждается давно назревший вопрос о восстановлении патриаршества в России.

История иронична. Так совпало, что решение Синода, вызревавшее почти 200 лет, пришлось на страшный переломный 1917 год… Выбрать нового патриарха должен был Всероссийский Поместный Собор, который открылся 28 августа. Упразднение патриаршества Петром I было названо на нем крупнейшим бедствием для России. Промыслительно, что исправить его последствия удалось накануне самой страшной для страны катастрофы — Октябрьского переворота, Гражданской войны, эпохи кровавых чисток и репрессий. Иначе, наверное, невозможно было бы выдержать, иначе было нельзя.

Святитель Тихон характеризовал то время как "годину гнева Божия". Из трех кандидатов патриарха предстояло избрать жребием. Избрание состоялось в храме Христа Спасителя 5 ноября. По окончании Божественной литургии и молебного пения священномученик Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец, схиеромонах 3осимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: "Тихон, митрополит Московский — аксиос".

21 ноября состоялась интронизация Патриарха. Пока шла литургия, солдаты, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Но когда Патриарх вышел из храма, эти же самые солдаты, скинув шапки, опустились на колени под благословение.

Став Патриархом, Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном поражались его удивительной доступности, простоты и скромности. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце — ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного.

Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов. Патриарх Тихон старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. Но как можно было этого избегать? В марте 1918 года Патриарх Тихон призывает русских людей дать отпор кайзеровской Германии, захватившей западные земли России, а впоследствии осуждает подписание Брест-Литовского договора. "Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения… Этот мир, подписанный от имени русского народа, не ведет к братскому сожительству народов… В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества".

В годы Гражданской войны в среде духовенства произошло расслоение: появились обновленческие группировки, призывавшие к революции в Церкви. Патриарх подчеркивал недопустимость богослужебных нововведений. 12 мая 1921 года к нему заявилась группа священников-обновленцев из Петрограда и потребовала оставить престол. "Я никогда не хотел быть Патриархом, — ответил Святейший, — Патриаршество тяготит меня как крест — это вы хорошо знаете. Я с радостью приму, если грядущий Собор снимет с меня вообще Патриаршество, а сейчас я передаю власть одному из старейших иерархов и отойду от управления Церковью".

Но раскол было уже не остановить. Спустя неделю Патриарх Тихон переведен в Донской монастырь и взят под стражу, а его подворье заняло самочинное Высшее церковное управление. В мае 1922 года обновленцы образовали так называемую "Живую церковь". Монастыри теперь — "гнезда бездельников", архиереи подлежат изгнанию… Сторонники Патриарха рискуют жизнью. После освобождения из-под ареста Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием, заявив: "Российская Православная Церковь аполитична и не желает… быть ни белой, ни красной Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью".

5 апреля 1924 года Патриарх издал новое, краткое, но содержательное послание, обличающее тяжкие преступления вождей обновленческого раскола. В этом послании на основании церковных канонов и от имени Русской Православной Церкви Патриарх подверг обновленцев каноническому запрещению и подтвердил, что они впредь до раскаяния находятся вне общения с Церковью.

В ноябре 1924 года на жизнь патриарха Тихона было совершено покушение. Несколько преступников ворвались в его комнаты и убили вышедшего на шум келейника Якова Полозова. В конце 1924 года здоровье Святейшего Патриарха Тихона резко пошатнулось. Это вынудило его лечь в больницу доктора Бакунина. Однако, находясь там, патриарх регулярно выезжал по праздничным и воскресным дням для служения в храмах.

5 апреля Святейший Тихон служил свою последнюю литургию в церкви Большого Вознесения на Никитской. 25 марта (7 апреля) 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, Патриарх Тихон преставился. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси был канонизирован.

Читайте также:

Атаки на патриарха Кирилла: откуда столько усердия?

Атака на РПЦ и Патриарха имеет черты спланированной..."

Эксперты: На Патриарха и РПЦ ведется мощная атака