Необходимо сразу договорится о терминах. Под названием "гражданский брак" здесь мы понимаем вовсе не его исконное значение — законный брак, зарегистрированный в ЗАГСЕ, а более распространенное сегодня: сожительство мужчины и женщины без регистрации и венчания. Термин "гражданский брак" — очень неточный и лукавый, но из-за его популярности придется использовать именно его. О том, почему гражданский брак принципиально нельзя сравнивать с официально заключенным, "Правда.Ру" попросили рассказать священника Павла Гумерова.
— Три неправды — это три аспекта гражданского брака: духовный, правовой и психологический. Сначала о духовном аспекте этой проблемы. Даже многие воцерковленные люди порой не очень-то понимают, что гражданский брак — это грех. Они говорят, что явный грех — это супружеская измена, а в гражданском браке люди по обоюдному согласию любят друг друга и собираются жениться. Разве это грех, спрашивают они меня? Зачем нужны эти формальности, штампы, бумажки? И почему Церковь не допускает людей, живущих в гражданском браке, к причастию? Есть очень строгие каноны отлучения людей, впавших в блуд, от причастия, например, 26-е правило Василия Великого, каноны Григория Нисского и другие правила, но сейчас такие епитимьи никто не выдержит.
— Что говорится в Священном Писании о грехе блуда и вообще о телесных отношениях?
— Церковь никогда не рассматривала телесные отношения между мужчиной и женщиной как грех. Апостол Павел говорил, что каждый мужчина должен иметь жену во избежание блуда. Любовь — это духовное состояние, духовное родство душ человеческих, но телесное не отрицается, а служит продолжению рода, любви супругов и их еще большему единству и притяжению. Об этом говорили и святые отцы — например, Паисий Афонский. Церковь разрешала такие отношения, если они совершались в браке.
Союз двух верующих людей должен быть венчанный, но бывает, что один хочет венчаться, а другой не хочет, а тащить человека в церковь на аркане нельзя. Но про такие браки Апостол Павел говорил, что "неверующий муж освещается женою верующую и жена неверующая освещается мужем верующим". Брак, даже не благословленный Церковью, признается. Например, в первые века христианства венчания не было, а было благословление брака епископом, главой церковной общины.
— В чем отличие такого благословления от венчания?
— Венчание формировалось постепенно и окончательно оформилось в XIV веке. То, что мы пьем из общей чаши — это отголосок того, что супруги на литургии вместе причащались. Раньше епископ благословлял молодожен прямо на литургии, читал определенные молитвы. И только состояние сожительства, гражданского брака, беспорядочных или даже не беспорядочных половых связей с партнером, но без желания создать с ним семью, является блудом. В Римской империи состояние сожительства называлось конкубинат, что переводится как "вместе лежу". Василий Великий в 26 правиле пишет, про это, что блуд — это не брак, даже не начало брака. Ведь некоторые считают блуд началом брака, но это не так. Священное Писание говорит нам, что не идолослужители, ни блудники, ни малакии, ни мужеложники не наследуют Царствие Небесное, если они не покаются, не исправят свой грех.
— Сейчас многие, даже воцерковленные христиане не считают гражданский брак грехом — а что уж говорить о неверующих…
— Церковь говорит, что это смертный грех, то есть грех, ведущий к смерти души. Прискорбно то, что люди руководствуются благими намерениями, думая, что приносят пользу будущему супружескому союзу, хотят проверить чувства, плавно войти в брак и потом создать крепкую семью. Но это ловушка. Они начинают свою жизнь с греха, а грех ведет к смерти души, и чем больше человек находится в этом состоянии, тем больше душа поражается этим грехом. У таких людей, когда они наконец вступают в брак, в семьях очень много проблем, скандалов, конфликтов, измен. Могу свидетельствовать об этом, как священник, постоянно исповедующий такие пары.
По статистическим подсчетам, которые проводились в многих странах, браки, заключенные после периодасожительства, распадаются в два раза чаще, чем супружеские союзы, где люди такого опыта не имели. Так что не стоит и пробовать, а тем, кто уже живет в гражданском браке, нужно создать настоящую семью и пройти через таинство исповеди и, если они любят друг друга, создать нормальную семью.
— Как нужно выстраивать добрачные отношения, чтобы не было в будущем столько проблем?
— Добрачные отношения — генеральная репетиция брачных отношений: человек должен уметь общаться, уступать, прощать, любить. Но когда отношения начинаются с греха, с неуверенности, с мысли о временности этих отношений, у человека нет стимула для настоящих отношений. Когда человек начинает дело с ошибки, строит здание на песке, через некоторое время здание рушится. Также и с браком. Люди пробуют, живут в сожительстве, потом вступают в брак, но скоро разводятся. Когда у нас в 90-е годы появились гражданские браки — в эти же годы был пик разводов — 80 процентов разводов, а сейчас две трети браков распадается, плоды ужасные…
— А в чем правовой аспект этой проблемы?
— Существует документ, который регламентирует права и обязанности супругов и их взаимоотношения с детьми. Этот документ говорит, что браком является союз, который зарегистрирован в загсе. Ни одно цивилизованное государство не считает гражданский брак браком. Потому что если государство не будет следить за записями актов гражданского состояния, начнется большая путаница. Как мы знаем, у человека три гражданских состояния — рождение, брак и смерть.
Раньше функцию загса выполняла церковь: например, когда человек венчался, он одновременно получал у священника документ государственного образца. Или ребенок рождался, его записывали в метрическую книгу, человек умирал его тоже записывали в метрическую книгу при кладбищенской церкви, мусульманина записывали в мечети. Как только Церковь по ленинскому декрету была отделена от государства, началась путаница, потому что некоторые стали считать, что можно венчаться и без росписи в загсе — но этого делать нельзя. Священноначалие постоянно говорит нам следить, чтобы люди были зарегистрированы. Ведь когда мы их повенчаем без росписи, то все равно, ни один светский институт не признает их мужем и женой и у них начнутся очень большие проблемы.
Вообще отрицать закон абсурдно, это приведет к анархии и хаосу. Людям, которые живут в блуде, я могу сказать только одно: если они не хотят пачкать документы и вписывать в паспорта мужа или жену, пусть откажутся от прописки или от ордера вообще, но через некоторое время им станет негде жить, потому что у них отнимут квартиру. Или от прав на машину, свидетельства на участок.
Любой здравомыслящий человек понимает, что с рождения и до смерти жизнь строится по закону. Но почему, когда речь заходит о браке, все начинают говорить о высоких чувствах, неформальных отношениях? Супруги по закону — это самые ближайшие родственники. Роспись свидетельствует о том, что государство становится свидетелем и объявляет молодоженов самыми ближайшими родственниками со взаимными правами и обязанностями и обязуется охранять их права и обязанности согласно законодательству РФ.
Семейные законы защищают семью, говорят о правах и обязанностях супругов по отношению друг к другу и детям. Например, есть такое понятие как презумпция отцовства. То есть ребенок, рожденный в законном браке или спустя 300 дней после смерти отца или развода, является законным ребенком мужа матери, если мужчина не докажет обратное. А если люди, прожившие в гражданском браке много лет, расстаются, но у них есть дети, и сожитель отказывается от ребенка, доказывать его отцовство, нанимать адвоката, проводить генетическую экспертизу придется матери. А это очень большие деньги — откуда они у матери-одиночки? И суды сейчас сплошь завалены такими делами! Поэтому в этих вопросах очень важно соблюдать закон во избежание дальнейших осложнений. А имущественные, наследственные дела?
— Отец Павел, а раньше когда не было ни документов, ни письменности, брак разве существовал?
— Почти во всех справочниках и словарях вы найдете, что промискуитет, то есть беспорядочные половые связи, существовавшие якобы у некоторых архаичных племен до возникновения брака, не более, чем миф. Брак существовал всегда.
— Каким образом тогда у них заключался брак?
— Люди жили в племени в ином сообществе и хорошо знали друг друга, и когда жених и невеста решали заключить брак, они шли к вождю племени. Вождь (жрец, старейшина или другое авторитетное лицо) совершал брачную церемонию при свидетелях, чтобы потом молодые не могли уйти от ответственности, сказав, что первый раз видят друг друга. Семья начинала жить по законам, принятым в данном социуме. А если существовала письменность, то так же, как сейчас, новобрачным выдавался документ. Например, древние евреи подписывали при свидетелях брачный договор. В Римской империи молодожены в присутствии свидетелей также подписывали особый брачный документ и обменивались кольцами. Обручение тогда происходило не в момент церковного благословения, а было актом гражданским.
— А что такое треться вами упомянутая ловушка гражданского брака — психологическая?
— Против гражданского брака выступают многие здравомыслящие психологи социологи. Например, человек, далекий от Церкви, психолог Андрей Курпатов говорит, что люди, которые живут в сожительстве, чувствуют себя как в съемной квартире: вкладываться в будущее нет смысла, все пробное, временное, поэтому они и не могут построить прочных, настоящих отношений. Современное поколение — очень слабое, они боятся потерять свободу делать то, что они хотят.
Дело в том, что в гражданском браке они имеют все приятное, что может дать брак, но ответственности за это не несут. А в браке появляется ответственность в виде обязанностей, появляются претензии, а приятных бонусов нет, и чувства новизны нет, так как все хорошее, по их мнению, было исчерпано в гражданском браке, а лишние проблемы не нужны. Вот психология тех, кто не хочет вступать в настоящий брак. Но ведь любовь — это как раз ответственность за свое решение быть вместе с любимым и в радости, и в горе — мы отвечаем за тех, кого любим. А если не хотим отвечать, значит нет в нас настоящей любви. Люди, выбирая сожительство, идут по более сложному пути, потому что оказываются наедине со своими страстями, остаются без помощи Божьей. Жить с Богом гораздо легче, чем без Него. А человек, который сделал правильный выбор, в итоге успокаивается, обретает стабильность, он начинает строить правильные взаимоотношения, временные, и на этом пути он обретает гармонию.
— Как донести до молодого поколения, что гражданские браки — это плохо?
— Православная молодежь тоже сейчас охвачена духом времени, мало что понимает, даже они мне часто задают вопрос, почему жить вместе до брака плохо. Поэтому я занимаюсь проповедью семейных ценностей. Сейчас есть разные способы общения с аудиторией, в том числе и с молодежью — через интернет, СМИ, я пишу книги, статьи, выкладываю их в Сети.
На самом деле, сейчас мы пожинаем плоды сексуальной революции. В Америке это уже давно поняли и с 1996 года у них введена программа "Сексуальное воздержание" вместо программы "Сексуальное просвещение". На эту программу в 2006 году было потрачено 273 миллиона долларов. В США поняли, что секс-революция привела к распущенности, люди не хотят рожать детей, делают аборты, и поэтому сейчас они исправляют эту ситуацию. И Россия станет сильной только тогда, когда окрепнет вера и семья. Остальное все второстепенно — наращивай или не наращивай ядерный потенциал, проводи или не проводи экономические реформы. Без веры и без семьи страна не возродится.
Я считаю, что если можно хотя бы одного человека убедить не жить в гражданском браке, то это уже большое дело. Но, к сожалению, священников сейчас не пускают даже в школу, не говоря вообще о ВУЗах. Особенно в Москве и в Подмосковье сильна боязнь священников, поэтому я вынужден развеять миф о том, что у нас православное государство и что Церковь в связке с властью. Даже принятие ювенальной юстиции доказывает, что это не так…
Беседовала и подготовила к публикации Юлия Богородская
Читайте также:
Почему церковь против гражданского брака
Выбираем отношения: штамп в паспорте или…
Гражданский брак — семья на время или союз на век?