По словам Галины Амировны, казанский теракт 19 июля этого года и активизация "лесного" подполья в Татарстане были прогнозируемы еще 20 лет назад. Отдельно эксперт коснулась личности татарского историка Раиса Сулейманова, которого ряд исламских СМИ называет "провокатором" за доклад, который он хотел прочитать на Международном съезде востоковедов несколько дней назад. Выступление, снятое с повестки дня, было посвящено росту влияния в регионе зарубежных исламистских структур и радикального исламизма.
Читайте ранее: В Татарстане закрыли глаза на исламистов?
Почему молодого эксперта РИСИ Раиса Сулейманова называют "исламофобом" и обвиняют в необъективности?
— Действительно, Гейдар Джемаль и Али Вячеслав Полосин назвали Сулейманова "необъективным специалистом" и даже "исламофобом". Во — первых, "субъективность" Раиса Равкатовича вызвана тем, что его друга и учителя Валиуллу Якупова явно убили ваххабиты. Хоронить своих друзей и учителей без боли невозможно, и эта боль сделает субъективным любого. Во — вторых, обвиняли ли в чем-то Сулейманова Центральное духовное управление мусульман России или Российская ассоциация исламского согласия? Нет. Обвинял исключительно Совет муфтиев России и подконтрольные ему СМИ и структуры.
Вина этого ученого в том, что он нарушил покой ваххабитсткого холдинга Казанского кремля и Совета муфтиев России. Термин "ваххабитский холдинг" ввел в обращение Валиулла-хазрат Якупов. Сулейманов воззвал к властям РФ с требованием остановить процессы, запущенные в мусульманской умме России в 90-е годы, поскольку они приведут к большой крови. А чиновникам не хочется расставаться со своими креслами, поэтому они судорожно пытаются договориться с террористами, вместо того, чтобы вести с ними бескомпромиссную борьбу. В этих обстоятельствах статьи и аналитический мониторинг Сулейманова становятся чиновничьим кошмаром. Чиновники работают против него рука об руку с ваххабитами и татарскими националистами, поскольку им не нравится информационная опека над Татарстаном. Но такая опека неизбежна, поскольку Татарстан — нефтедобывающий регион, и там нужен покой не воображаемый, а реальный.
С какого времени ваххабиты активно действуют в Татарстане? Какова нынешняя степень их влияния на татарскую умму?
— Роковой датой для Татарстана стал 1992 год. В том году фонд "Тайба" организовал в Набережных Челнах молодежный лагерь. В лагере работали салафитские проповедники-арабы. Кроме исламского призыва (даваат) там проводился инструктаж по организации джамаатов. Такие лагеря стали традиционными и со временем охватили и другие регионы РТ. С "Тайбой" контактировал Фарид Мухаметшин, впоследствии глава Госсовета РТ. На деньги "Тайбы" в Набережных Челнах строилось салафитское медресе "Йолдыз". В это же время в России шла активная работа по созданию Духовных управлений мусульман. Салафиты оказывали этим процессам большую финансовую поддержку и, как следствие, имели возможность влиять на кадровую политику и формирование образовательных программ и организаций.
Впоследствии многие исламские организации РФ оказались тесно связаны с такими саудовскими учебными центрами, как "Ибрагим бин Абдулазиз аль-Ибрагим" и "Хайят уль-Игаса", а новорожденное Духовное управление мусульман РТ оказалось полностью под влиянием ваххабиских идей. Муфтий РТ Гусман Исхаков был салафитско-ваххабитской креатурой. Позже совместные усилия проповедников салафизма и тогдашних руководителей Духовного управления РТ дали обильные всходы. Джамааты вышли на стадию самоорганизации, они организуются татарскими учениками первых проповедников-арабов.
Читайте также: "Невинность мусульман" в России под запретом
Вы упомянули Фарида Мухаметшина. Насколько сильно оказался втянут в ваххабизацию Татарстана Казанский кремль?
— В это оказался втянут не только Казанский кремль, но и остальное чиновничество. В одних случаях тому способоствовала коррупция, в других — весьма туманное чувство уважения чиновников к религии своих предков и желание принять участие в возрождении татарского ислама. Особенно сильно это желание разгоралось перед выборами в органы власти. Среднее и высшее чиновничество РТ не делало никаких выводов из ваххабистких заявлений муфтия Гусмана Исхакова, а точнее, не хотело их делать, поскольку не вдавалось в богословские тонкости. Во властных кругах бытовало мнение, что ваххабизм не опасен для татар в силу неких "ментальных особенностей" татарского народа. В общем, за 20 лет в РТ выросло целое поколение мусульман — приверженцев ваххабитских идей. Власти и общество не отдавали себе отчета об угрозе.
Однако специалисты по экстремизму и ученые-востоковеды не раз обращали внимание на то, что растущий татарский национализм и салафизм — плохая комбинация для России. В 2007 году попытку исправить положение предпринял востоковед Алексей Гришин, руководитель Фонда поддержки исламской культуры и образования. Успеха эта попытка не имела. В 2010 году Гришин не выдержал натиска просаудовского лобби и ушел из Фонда со скандалом. Его обвинили во взятках и кумовстве. Все обвинения потом оказались ложными, но они свое дело сделали. Ничего не изменилось.
Как радикальная исламизация отразилась на жизни рядовых татарских мусульман?
— Традиционный ислам вытеснился на периферию религиозной жизни и стал религией пожилых людей. Все отчетливее черты религиозного конфликта отцов и детей. Традиционный для российских мусульман образ жизни разрушался на глазах. Одежда, брачное поведение и ментальность у многих молодых мусульман Татарстана сейчас копируют арабский вариант. Для молодых ваххабитов РТ все происходящее на Ближнем Востоке сейчас важнее, чем события самой России. К тому времени уже развились телекоммуникации, социальные сети, спутниковое телевидение. В любом более или менее зажиточном татарском селе можно увидеть спутниковые антенны, постоянно настроенные на "Аль-Джазиру" или "Арабию".
Читайте также: Мусульмане-русские — чужие своим и чужим
В 2010 году ваххабизм перешел в фазу бандформирований и терроризма. В 2010 году были боевики в Нурлате, в июле 2012 года — теракт в Казани. Примером для подражания и катализатором деятельности для ваххабитов Татарстана стали "лесные братья" с Северного Кавказа. Вполне вероятно, что к 2016 году будет создан общий непрерывный фронт террористических ячеек от российско-грузинской границы до Казахстана.
Конечно, не все адепты салафизма и ваххабизма — террористы. Существуют сайты на русском языке, на которых салафиты пытаются откреститься от террористической вариации этих идеологий. Например, члены салафитской организации "Ахлю Сунна ва Джамааа" в меньшей степени склонны к террору, чем их некоторые "коллеги". Многие "умеренные" проповедники салафизма в Азербайджане или Дагестане сами оказывались под огнем своих единоверцев и погибали. Но "умеренные" не будут бороться с террором ни в Татарстане, ни где бы то ни было еще. "Умеренные" и "террористы" — один политический проект. Между тем, ваххабиты успешно укрепили свои позиции в России путем искусно пролоббированного "диалога с салафизмом". От "диалога" они перешли к террору.
В июле 2012 года в Казани убили Валиуллу Якупова, в августе в дагестанском ауле — Саида-афанди аль-Чиркави, устаза двух крупнейших в мире суфийских тарикатов. Так в течение только двух месяцев был уничтожен цвет традиционного мусульманского духовенства обеих ключевых мусульманских республик России.
По материалам Gtimes
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Александр Ашуров