На днях в Ростове произошла акция, которую сложно назвать иначе, как "наш ответ Чемберлену". Напомним, был в 20-х годах прошлого века такой английский премьер, выдвинувший ультиматум Советскому Союзу, который так и остался без каких-либо последствий. Но распропагандированные большевиками школьники, комсомольцы, рабочие еще долго соревновались между собой — кто из них придумает лучший ответ безапелляционным требованиям британского политика.
Сейчас, правда, повод несколько другой. Весь мир обсуждает массовые протестные акции в исламском мире против фильма "Невинность мусульман". Вот и подумала так называемая "православная общественность" Ростова — а нам че, слабо? И обратились в местную прокуратуру со сходной просьбой о запрете "оскорбляющего их религиозные чувства" произведения искусства.
Как назло, ничего похожего на ленты "Последнее искушение Христа" (или, на худой конец, "Код да Винчи") ростовские кинотеатры не демонстрировали. К счастью для указанной "общественности", вожделенная цель их активности нашлась в лице рок-оперы композитора Эндрю Ллойда Вебера "Иисус Христос — суперзвезда", постановка которой планировалась на 18 октября в местной филармонии.
Планировалась, вообще-то, уже пятый раз кряду, доселе не вызывая никаких протестов — ну так и что с того? "Православная общественность", вопреки собственным лозунгам о "телевизоре — ящике сатаны" и "интернете — изобретении дьявола", за политической жизнью в стране следит очень даже тщательно. Вот и подстроилась под коньюктуру — дождавшись, когда Генпрокуратура запретила оскорбивший мусульман фильм к показу. А в Госдуму всеми четырьмя наличными депутатскими фракциями был внесен закон о "противодействию оскорблению верующих".
И понадеялась на то, что держащие нос по ветру чиновники не станут переть против рожна — да и запретят ненавистную оперу к показу. Тем более, прецедент уже был — ту же постановку запретили было в феврале нынешнего года. Правда, в Могилеве, расположенном в соседней Белоруссии, где законы, скажем так, действуют как во времена СССР, по принципу "целесообразности" — но тамошняя "православная общественность" таки добилась своего.
Читайте также: Святую Нину одели в балаклаву
К чести работников Ростовской прокуратуры, заявление они отправили по инстанциям без вынесения личного грозного запретительного вердикта — в местное Управление культуры. Там тоже заявили, что не видят в злосчастном мюзикле противоречия прежней культурной политике РФ — но на всякий случай решили подстраховаться, приостановив продажу билетов на спектакль. Так сказать, "до выяснения". А то, глядишь, еще примет Госдума вышеупомянутый закон, да еще усилив его и так жесткое содержание — а ростовские чиновники "оскорбительную" постановку успели разрешить…
Хоть закон обратной силы и не имеет (теоретически, во всяком случае) — но что ж это за представитель чиновной братии, если он не умеет рассчитать ситуацию на несколько шагов вперед? Вот и подвисла рок-опера по перефразированному принципу тов. Троцкого "ни мира, ни войны — а армию распустить" в варианте "ни запрета, ни разрешения — но билеты не продавать". Чего самого по себе достаточно для срыва спектакля.
На самом деле, конечно, речь здесь не только в конкретной опере. Которая, чтобы там ни говорили "ультраправославные" граждане (которых часто называют "православнутыми"), привела ко Христу людей побольше, чем все их черносотенно-"охранительные" усилия. Причем еще тогда, когда большинство из них прилежно сидели на комсомольских и партийных собраниях, "прозрев" лишь тогда, когда обретение веры перестало преследоваться государством. Но былой коммуно-комсомольский раж с требованием "запретить идеологически чуждую и вредную вещь" никуда не делся. Только объекты обращения изменились — вместо ЦК КПСС, обкомов и райкомов теперь пишут "телеги" в Прокуратуру.
Заодно крайне беспокит еще один вопрос: что собой представляет пресловутая "православная общественность"? Во всяком случае, ее акцию в местной православной епархии не поддержали — более того, о ней там узнали только из выпусков новостей. И сильно ей удивились.
"Двадцать лет назад, когда еще не было в широком обиходе ни Библии, ни Евангелия, именно из рок-оперы "Иисус Христос — суперзвезда" люди узнавали об Иисусе Христе. Это замечательная опера. В ней не отмечено такого, что оскорбило бы верующего человека. Нас сильно удивила группа людей, которая называет себя верующими и желает, чтобы их мнение непременно совпадало с мнением всех православных людей. Но такого быть не может. Это всего лишь частное мнение 18-20 человек, которое не отражает ни позицию Русской православной церкви, ни позицию Ростовской епархии, ни позицию наших прихожан", — сказал протоиерей Даниил, руководитель информационного отдела Ростовской епархии РПЦ.
Что весьма показательно. Был бы среди "общественности" хоть один мало-мальски богословски образованный человек — он бы объяснил единомышленникам, что в миссионерской работе важнейшим элементом является так называемое "молоко для младенцев в вере", которых "нужно учить первым началам слова Божия" (Евр. 5:12) А уж "твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14). Заодно апостол Павел предостерегает о кормлении "младенцев" этой самой "твердой пищей" — которую не укорененные в вере люди просто "изблюют вон".
Читайте также: Херлуф Бидструп: рисунок длиной в жизнь
Потому произведения искусства, созданные для знакомства несведущих в вере людей с Христом, делаются обычно по несколько другим принципам, нежели учебники православно-догматического богословия под редакцией митр. Макария (Булгакова) и других уважаемых авторов. Да впрочем, серьезные богословы как раз против "молока для младенцев" возражений обычно не имеют. Хотя, бывает, и критикуют отдельные их положения. Но эта критика предназначена уже для укорененных в вере людей после их обращения. Для младших школьников утверждение о непересекаемости параллельных прямых подается как аксиома — непреложная истина. А вот высшая математика уже оперирует "геометрией Лобачевского", где параллели таки могут пересекаться.
Но как же порой хочется показать свою "ревность в вере" защищая ее от "врагов"! То, что главным врагом для христиан являются их собственные грехи, во искупление которых Христос и вынужден был принять мучительную смерть на Кресте, такими "ревнителями" обычно не вспоминается. Для них важно не внутреннее, благодаря которому "Царство Божие внутри Вас есть" — а внешнее. "Православное царство", идеология которого представляет вытащенные из ветхозаветного "нафталина" мессианские надежды иудеев на правящий всем миром всесильный земной Израиль. А по пути к нему — борьба со всем, что, по мнению таких "православных зилотов", этому мешает.
И потому поневоле возникают опасения: не приведет ли принятие "антиоскорбительного" закона к последствиям, которые сложно назвать иначе, чем "выпуск джинна из бутылки"? Ростовский прецедент тому отличный пример. Группа верующих, выступая лишь от себя, без благословения законной церковной власти, объявляет себя оскорбленной. Не какими-то откровенно антихристианскими акциями, вроде спиливания крестов ФЕМЕНистками или даже кощунственным панк-молебном "пуссей" в Божьем храме. Но всего лишь готовящейся постановкой христианской же (пусть и далекой от православных догматов) рок-оперы, повествующей о Спасителе на языке, доступном для понимания современной молодежи.
Хотя самым простым способом избежать того, что "православнутые" именуют "духовной отравой" — просто не брать билеты на спектакль. Ну, на худой конец могли бы устроить возле филармонии пикеты, предупреждающие идущих туда об "опасности" их выбора.
Так нет же — налицо требования "держать и не пушать"! Что там дальше на очереди у прогрессирующего "оскорбления религиозных чувств" горе-верующих? "Мастер и Маргарита" Булгакова? "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, который в созданной им доброй евангельской сказке посмел изобразить Христа в животном мире Нарнии не человеком — а львом? А потом, глядишь, и до Священного Писания дойдут, если какой-то кусок им не понравится. Например, тот, где ап. Павел в речи перед афинянами-идолопоклонниками восхищается их благочестием, выражаемом в том, что в своих духовных поисках они воздвигли жертвенник и "неведомому Богу".
А если об "оскорблении религиозных чувств" заговорят еще и верующие других религий? Атеисты, наконец, права которых на свободную веру в свои ценности и отказ от принуждения к вере чужой также гарантируется в том же законе? В современных США, например, есть прецеденты, когда с православных храмов по решению суда снимают кресты — по искам оскорбленных этим иудеев и мусульман. Нужно ли нам такое?
Читайте также: Европа и тролли: о глазах и бревнах
Может, все таки лучше вспомнить фундаментальный принцип демократии: "Моя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос моего соседа"? И закон должен защищать именно целостность "носа" (с точным определением того, что этим "носом" является). Например, святые места, кладбища, другие символы религии. Но вот "махание кулаками" — что, кстати, является неотъемлемым элементом любой миссионерской работы, споров с представителями других вер и конфессий — это такое же неотъемлемое право и верующих, и неверующих, как из защита от реальных "ударов".
В противном случае получится неизвестно что. От алогичного бардака, где правые и виноватые будут определяться по принципу "закон, что дышло — куда повернешь, туда и вышло" — недалеко до настоящей инквизиции, карающей за "мыслепреступления". Причем жертвой ее при очередной смене приоритетов высшей государственной власти могут стать и те, которые ныне лоббируют усиление ответственности за "оскорбления веры", надеясь, что оно будет применяться только "для других".
И слава Богу, что в вопросе легендарной рок-оперы Церковь и государство выступили единодушно. Потому что не только представители Ростовской епархии подивились глупости "единоверцев", но и в президентской администрации все поползновения в эту сторону назвали "глупостью и головотяпством". Вот такая удачная симфония Церкви и властей. А Донская митрополия отметила, что отношение внутри Церкви к опере "Иисус Христос — суперзвезда" никогда не было однозначным. "Кому-то она могла не нравиться, а кто-то через нее нашел дорогу в Храм. Немало тех, кто услышал эту оперу в 1970–1980-х годах, сегодня священники или дьяконы", — говорится в заявлении. Так что, по всей видимости, дело кончится благополучно и рок-опера продолжит завоевывать сердца все новых и новых поколений.
Дуракам закон не писан. Но похоже, что некоторые особо борзые решили, что законопроект "об оскорблении религиозных чувств" создан аккурат для них. Хорошо бы в него поставить "защиту от дурака".