Фильм "Невинность мусульман" стал спичкой, которая в очередной раз подожгла арабский мир. В Египте и Йемене он вызвал погромы американских посольств, в Ливии — убийство посла США. Несмотря на то, что Хиллари Клинтон выразила по поводу фильма негодование, вряд ли Вашингтон простит арабам погромы своих посольств и убийство своего дипломата. Распространилась информация о том, что авторы фильма могут быть коптами, представителями христианского меньшинства Египта. О том, что из себя сейчас представляет эта община, Gtimes побеседовала с арабистом Леонидом Исаевым.
Когда и при каких обстоятельствах в США вышел фильм "Невинность мусульман"?
— Фильм "Невинность мусульман" вышел в июле этого года в США. В сентябре в YouTube появился трейлер из этого фильма с наложенными фразами на арабском. В Ливии из-за этого фильма убили американского посла Криса Стивенса. В принципе, такой исход был закономерен. В 2011 году Стивенс был главным идеологом антикаддафиевской оппозиции. Год назад он гордо позировал на фоне окровавленного тела лидера Джамахирии. Сейчас та же история случилась и со Стивенсом. В Египте из-за этого фильма исламисты разгромили американское посольство. Кто был режиссером фильма — точно не известно. Французская газета Figaro утверждает, что он еврей. Американский Wall Street Journal выявил, что автор фильма — не еврей, а копт, гражданин США египетского происхождения.
Читайте также: От "родинки" Мубарака - к раку исламизма?
Зачем это понадобилось коптам?
— Коптам это и не нужно, поскольку они не дураки. Проследить последствия выхода этого фильма на арабском языке именно в этот сложный для арабского мира период они могли. У коптов просто не может быть интересов в арабских волнениях, поскольку эти волнения ударили бы, в первую очередь, по ним. Тем более, им невыгодна дестабилизация в Египте. Сейчас в Египте нет Мубарака, нет прежней армии, полиции — структур, которые традиционно защищали коптов. Кое-как подстраховать коптов могли бы американские правозащитники, но американские представительства в Египте сейчас жгут и громят.
Коптская мировая община отличается большой сплоченностью. Особенно сильно эти связи развиты между коптами Египта и теми коптами, которые живут за рубежом. Тем более, жизненная сила коптского народа заключена в ее кровной и религиозной сплоченности. Эта внутренняя кооперация, жизненная сила, делала коптов весьма важной частью египетской политики. Коптские миллионеры — постоянные члены знаменитого списка Forbes, Бог знает с каких времен. Так было и при английской администрации, и при Мухаммеде Али, Насере, Садате, Мубараке, и даже сейчас.
Известно ли имя автора провокации с фильмом?
— Wall Street Journal выяснил, что под именем израильтянина Сэма Бэссиля, режиссера фильма, судя по всему, скрывался житель Калифорнии копт Бассили Накула. В прошлом Накула был судим за финансовые махинации. Также турецкое информагенство Anadolu сообщило, что идея фильма тоже принадлежит американскому копту — председателю Североамериканской коптской ассамблеи Морису Садэку. Этот человек известен своей неприязнью к арабам и симпатией к Израилю. Коптам такая симпатия никогда не была свойственна. Если какой-то копт, пусть даже из США, любит Израиль, это выглядит подозрительно.
Читайте также:
Почему вы считаете симпатию Садэка к Израилю подозрительной?
— Почти все копты — антисемиты, и в этом плане ничуть не уступают египтянам-арабам. Я помню, что когда в 2010 году Израиль начал создавать еврейские поселения в восточном Иерусалиме, то копты объединились с мусульманами в антиизраильскомбойкоте. Я сам тогда спрашивал коптов: "Как вы относитесь к израильтянам?". Мне они отвечали: "Мы их ненавидим, потому что они убили Иисуса Христа". Коптская Православная Церковь традиционно была настроена на многовековую дружбу с мусульманами. Появление в Палестине еврейского государства и последующее арабо-израильское противостояние копты восприняли как трагедию. Сейчас у коптов их традиционное неприятие иудейства накладывается на общую ситуацию на Ближнем Востоке, которая затронула коптов непосредственно. Коптский патриарх, духовный лидер всех коптов мира, настроен против сионистского режима, не говоря уже о простых коптах. Такие люди, как Садэк — отщепенцы коптского мира. Эти отщепенцы готовы в любой момент навредить своему народу. Морис Садэк это уже сделал.
В июле этого года ряд арабских СМИ сообщил, что в Египте появилась организация "Братья-христиане". Какие у нее истинные цели?
— Это отщепенцы, которые явно хотели выиграть на смуте в Египте. По одному названию видно, что эти "Братья" мыслили себя как антипод движению "Братья-мусульмане". Со времен основателя Хасана аль-Банна, основателя "Братьев-мусульман", копты никогда не шли с ними на конфликт. Копты не шли на конфронтацию с мусульманами даже в периоды преследования христиан в Египте. Это обусловлено особой ролью коптов в самой структуре египетского общества. В этом обществе копты запоняли те ниши, которые не могли заполнить мусульмане.
Читайте также: Христианам в Сирии устроили Апокалипсис
Когда я жил в Египте, то видел, что мусульмане плохие финансисты и вообще офисные работники. Такова особенность менталитета египетских мусульман. На финансах, менеджменте, светской юриспруденции в Египте всегда были копты, и мусульмане их всячески оберегали и поддерживали. Пост министра финансов Египта был всегда за коптами еще со времен Мухаммеда Али-паши. Даже сейчас, в исламистский период истории Египта, копты знают, что мусульмане их не уберут с руководящих постов в бизнесе, банковской сфере, правительстве страны, иначе нормальная жизнь в Египте пойдет прахом.
Каковы сейчас настроения коптов? Как они относятся к правящему режиму исламистов?
— Копты с самого начала были против "арабской весны" в Египте, поскольку при Мубараке приобрели столько возможностей, сколько не имели ранее. Они считали "последнего фараона Египта" хранителем своих прав и защитником коптского народа. Я помню, что коптская община с 25 января 2011 года вплоть до избрания президентом Мурси постоянно выражала опасения за жизнь коптского народа. Им не очень хотелось жить под властью исламистов, не импонировала перспектива жизни по шариату, и, кроме того, опасения подогревались бесконечными провокациями.
Провокаций за этот период было много: различные фанатики сжигали коптские дома, были избиения людей, сексуальные домогательства к женщинам. Разумеется, на выборах они отдали голоса не Мурси, а Ахмеду Шафику, кандидату от военной администрации. При этом копты хорошо сознают свое положение. Несмотря на свои деньги и влияние, они в Египте — меньшинство. Следовательно, им крайне невыгодно идти на конфронтацию с большинством — египетскими мусульманами. Тем более, в Египте парламентское большинство — исламисты, президент — исламист, большая часть арабского населения — или исламисты, или сочувствуют им. Какое здравомыслящее меньшинство станет намеренно провоцировать против себя исламистское большинство? Любая провокация против египетских мусульман, будь то карикатура на Мухаммеда или фильм про него, чревата кровавыми последствиями. И в коптской общине Египта, и на Ближнем Востоке в целом.