Старца Феодора Томского чаще называют Федором Кузьмичом — именно так он обычно представлялся при жизни. Это один из самых загадочных русских святых: о его происхождении практически ничего не известно. По одной из версий, он являлся не кем иным, как императором Александром I, отказавшимся от власти и своей фамилии ради того, чтобы замолить грехи.
Первые сведения об этом человеке относятся к 1836 году, когда он был задержан в Кленовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии за бродяжничество. Документов при нем не оказалось, на спине были следы от ударов кнутом.
На допросе старик назвался Федором Козьмичом Козьминым, 60 лет от роду. В октябре 1836 года его направили по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. За время пути он заботился о слабых и больных, ему удалось расположить к себе не только заключенных, но и конвоиров. Козьмин был единственным, кого не заковали в кандалы.
Постепенно Козьмина (кстати, этой фамилией он назвал себя только один раз, на суде) стали чтить как праведника, обращались к нему за советами по разным житейским вопросам, и не только: пошла молва, что он обладает даром прозорливости, и к нему начали съезжаться люди отовсюду. Рассказывали, что однажды он разоблачил беглого каторжника-убийцу, в другой раз исцелил больного священника, кому-то предсказал счастливый брак…
Читайте также: Александр Свирский — Авраам Нового Завета
Как-то раз в дом казака Семена Сидорова в станице Белоярской, где временно проживал старец, приехал приятель хозяина Березин, долгое время служивший в Петербурге. Взглянув на Федора Кузьмича, он заметил, что тот как две капли воды похож на императора Александра I, скончавшегося в Таганроге!
Березин не был единственным, кто опознал в старце покойного императора. Вторым стал ссыльный священник Иоанн Александровский, который утверждал, что ранее неоднократно видел государя в столице и хорошо запомнил его внешность.
Из-за этих "узнаваний" Козьмин вынужден был несколько раз менять место жительства. Когда он проживал в селе Краснореченское, то, по свидетельствам, его навещали Иркутский епископ Афанасий (Соколов), с которым он разговаривал по-французски(!), а также епископ Томский Парфений. Кроме того, старец вел обширную переписку с разными важными персонами, среди которых был сам император Николай I. Однако содержание этих писем осталось в тайне, так как они были зашифрованы.
Со временем "улик" в пользу того, что старец и император Александр Павлович являлись одним и тем же лицом, становилось все больше. Так, в начале ХХ века в часовне селе Зерцалы хранились Евангелие, Печерская икона Божьей Матери и бумажный лист с раскрашенным вензелем, изображающим букву "А" с короной над ней и летающим голубком вместо горизонтальной перемычки в букве. По преданию, все это некогда принадлежало Феодору Томскому…
Последние годы своей жизни Федор Кузьмич провел у купца Семена Феофановича Хромова, у которого был дом в Томске на Монастырской улице (ныне это улица Крылова).
Скончался он 20 января 1864 года и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. В 1904 году на пожертвования почитателей старца на его могиле была построена часовня. Во время строительства были найдены хорошо сохранившиеся останки, объявленные нетленными. Но в 1936 году, по обычаю того времени, часовню разрушили, и на ее месте устроили выгребную яму.
Читайте также: Мученик-младенец — камень преткновения
В 1984 году Русская Православная Церковь канонизировала старца Федора Кузьмича как праведного Феодора Томского в составе Собора Сибирских святых. А 5 июля 1995 года при раскопках на месте разрушенной часовни был обнаружен гроб без крышки, в котором лежали кости. Ныне рака с мощами хранится в Казанской церкви томского Богородице-Алексеевского монастыря. В 1997 году была восстановлена часовня над могилой старца.
И по сей день не существует ни прямых доказательств, ни опровержений версии тождества Феодора Томского и Александра I. Известно, что Александр всю жизнь мучился тем, что ему пришлось принять участие в убийстве собственного отца — императора Павла. Фактически он отца не убивал, но знал о готовящемся заговоре и не сделал ничего, чтобы его предотвратить.
Возникло предположение, что он инсценировал свою смерть и начал подвижническую жизнь под чужим именем. Но есть и другая версия — что Федор Кузьмич, возможно, было настоящее имя старца, а был он подвижником, взявшим на себя, по церковному благословению, искупление грехов императора: такая форма послушания иногда практикуется в православной традиции.
Так или иначе, старца Федора Кузьмича сегодня почитают под именем Феодора Томского, а его "царское" происхождение остается не более чем легендой…