Подвиги преподобного Александра Свирского, чья память празднуется 12 сентября по новому церковному стилю, удивительно похожи на житие ветхозаветного патриарха Авраама. Как и великий сын Фарры, он по Воле Божией оставляет свое отечество и отправляется искать спасение на тернистом пути служения Господу. Он не всегда был понят родными и близкими, скитался и подвергался многим скорбям.
И, наконец, он — единственный из святых Нового Завета, который удостоился той же чести, что и Авраам, — Божественные Лица Пресвятой Троицы предстали перед ним в облике трех ангелов, и каноническая икона запечатлила, как преподобный Александр склоняется к их ногам. Так и Авраам сердцем и поклоном приветствовал своего Владыку, явившегося ему в подобном образе у дубравы Мамре…
Наверное, ни в чем столь очевидно не чувствуется Богодухновенность Священного Писания, как в ощущении единства всей Библии. Ведь это книги, написанные разными людьми в разные столетия. Но кажется, что они словно объединены некой светлой смысловой нитью, пронизывающей и связывающей Псалтирь царя Давида и Послания апостола Павла; мытарства ради Истины, описанные в книгах пророков, и Деяния поставленных Христом "ловцов человеков"; восстановление Иерусалимского храма Ездрой и Неемией и созидание новой церкви 12-ю благовествующими апостолами… Преемственность святости и сугубой благодати созидает Церковь как надвременную и сверхличностную, не привязанную к какому-либо человеку, кроме Богочеловека Христа.
Особенно это наследство земного рая чувствуется, когда верующий осмысливает близость житий святых, один из которых подвизался до нашей эры, а другой — сотнями и тысячами лет позже. Моисей Боговидец и Иоанн Синайский, Давид царь и подвижник Исаакий, духовное чадо святого творца "Лествицы", Авраам-еврей и преподобный Александр Свирский…
Как и отец Исаака, родоначальник израильского народа и патриарх всех верующих, преподобный Александр начал свой путь к Царствию с безоговорочного послушания Богу и благочестивым родителям. Само его рождение чем-то напоминало Предтечево — престарелая и благочестивая чета долго испрашивала у Бога первенца, и вот появился на свет тот, кого позже современники еще при жизни называли святым.
Единственное, в чем юный Аммос (таким было мирское имя Божьего угодника) мог не спрашивать их благословения, так это в посте и молитве. Там он, будучи совсем молодым и неопытным, преуспевал настолько, что это приводило в изумление пожилых и духовных людей. И такая жажда угодить Спасителю сочеталась с удивительным самоумалением и повиновением. Только раз будущий преподобный пошел вопреки последнему — когда отец и мать хотели женить сына, он понял, что его душа уневестилась Христу, и другого брака подвижник просто не желал. Он тут же принимает непростое решение оставить дом и сбежать в Варлаамскую обитель, чтобы не позволить лукавому сбить себя с правильного пути. И Господь сразу же показал Своему верному слуге, что он не ошибся в выборе. Как Товии, Аммосу-Александру является ангел в образе попутчика и доводит его до ворот святой монастырской обители.
Христианство — парадоксальная религия в том смысле, что оно учит отказываться ради Вседержителя не только от плохого, но и от самого хорошего и дорогого. Авраам был призван принести в жертву собственного ребенка, чтобы доказать Господу свою преданность и веру. Александру Свирскому выпало другое, но весьма похожее испытание. Он духом видел, как его родители тоскуют и плачут об исчезнувшем сыне, но не имел права сдаться и выбрать мир. И только 13 лет спустя его отец отыскал бывшего Аммоса и услышал от изможденного монастырской аскезой, но сияющего духовной благодатью подвижника: "Оставь мир и обрети новое поприще". Он послушал ставшего святым сына и окончил свою жизнь в иноческом подвиге. Как и мать этого великого постника и молитвенника Русской земли…
Книга Бытия повествует о богоугодных деяниях праотца Авраама: "И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему" (Быт.12:7). На тот же подвиг Царь царствующих благословляет и преподобного Александра Свирского. В житии святого дивное явление ангелов и возвещение ему Воли Бога описывается так: "Прожив 25 лет в свирской пустыни, Александр был утешен божественным явлением такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа: для него повторилось видение, бывшее некогда Аврааму: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: "…Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты… ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их…".
Это предназначение — спасать души человеков — всю жизнь было миссией и ветхозаветного праотца, и новозаветного наставника монахов. Духовные дети Авраама, они же избранные Божии, многочисленны, как песок на морском берегу или звезды на небе. У преподобного отца нашего Александра их не менее — ведь сейчас множество православных христиан целует его святую икону, чтобы попросить заступничества и пламенной просьбы у Престола Спасителя.
Читайте также:
Кем на самом деле был старец Федор Козьмич?
Всегда ли Богу угодна милостыня?
Уже при жизни к нему стекались сотни людей, почитающих преподобного. Над местом, где Александр Свирский молился, лился удивительный небесный свет, напоминающий о Фаворском сиянии. Сначала его увидел один человек, который пришел к монаху-подвижнику, чтобы повидаться и побеседовать с ним. Затем родной брат Иоанн устремился в свирскую пустынь и попросил святого принять и его в отшельнический подвиг. Разве это не следование Самому Иисусу, который сделал своими апостолами родственников, в том числе, Иакова и Фаддея-Иуду, сыновей праведного Иосифа Обручника, сводных по закону братьев?
Если Господь призывает из среды людей своего, Божиего, человека, Он делает это для того, чтобы спасти остальных. Не всех — Всевышний никогда не лишает Свое творение права на свободный выбор, и нежелающий принять Его в Царствии насильно не окажется. Но тех, кто, глядя на подвиги Божиих слуг, сам, добровольно, захочет быть таким же и вечно жить в добре и свете.
Там, где Авраам и Александр вместе молят Христа о каждом из людей…