Если только возможно описать незаурядное духовное лицо в нескольких словах, то о протоиерее Александре Мене, трагически погибшем 9 сентября 1990 года, можно сказать так: сильная и харизматичная личность, человек слова и действия, пастырь, которого любили и хотели слушать. Не со всем, что говорил в своих проповедях этот священник, согласны другие представители духовенства, далеко не всегда и не во всем он чувствовал меру. Но бесспорно одно: к нему практически никто из интересующихся Православием не остается равнодушным. Тем не менее, из православных миссионеров "переломных 60-х" в первую очередь вспоминают именно отца Александра — еврея по происхождению и смиренного послушника Христа, посвятившего свою жизнь свидетельству о Нем.
Его взглядами то восхищаются, то критикуют их. Тем не менее, из православных миссионеров "переломных 60-х" в первую очередь вспоминают именно отца Александра — еврея по происхождению и смиренного послушника Христа, посвятившего свою жизнь свидетельству о Нем.
Читайте также: Мученик-младенец — камень преткновения
История приведения будущего служителя алтаря к Богу напоминает житие блаженного Августина — он стал христианином благодаря верующей матери. Для Елены Мень, урожденной Цуперфейн, Христос и Православие от самой юности значили очень много, а позже она углубилась в изучение основ христианской веры в Харьковской гимназии. Позже, в автобиографической книге "О себе", отец Александр опишет духовный путь своей матери так: "… когда мама в восемь лет потянулась к вере, к христианству, бабушка начала с ней жестокую войну. Но, как стало ясно потом, тщетно. Шестнадцати лет мама сбежала из Харькова в Москву и поселилась у дяди Якова, подружившись с его дочерью Верой".
Когда многие годы спустя у Елены Семеновны появился сын, она тайно крестила его в Катакомбной церкви. Именно мать и тетя были для мальчика Саши образцом и в жизни, и в вопросах вероисповедания: "… больше я общался с матерью, человеком глубокой веры, большого оптимизма и жизненной силы, и ее сестрой. Тетя была специалистом по дефектологии, по умственно отсталым детям, занималась с олигофренами и т. п. Они были христианки, глубоко убежденные, и в самые трудные годы я был воспитан в традициях Православной церкви. И потом уже я это воспринял сам, как каждый человек должен воспринять встречу с Богом — личную; это уже не только традиция, а внутреннее…".
Он действительно унаследовал от матери любовь ко Всевышнему, которую пронес через всю свою жизнь — и не раз пострадал за нее. Например, в 1955 году юного Александра отчислили из института за религиозные убеждения, которым он наотрез отказался изменить. Были и многие другие лишения в стране торжествующего и воинствующего атеизма, закалившие его душу и упование на Господа, так что спустя годы батюшка мог с чистой совестью наставлять любить Бога и любить человека. То, что звучало в его проповеди, не могло не найти отзывы в верующих сердцах.
Отец Александр всегда говорил о Боге искренне и живо, избегая менторства и шаблонности, что притягивало к нему множество людей. Самые сложные вопросы толкования Священного Писания он изъяснял просто и понятно. "Почему сразу нам не говорится о том, что нужно для нашего сердца? А вот тут самое главное — трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это Слово Божие, это не газета, которую прочитал и тут же оставил; оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, — потом пойдет дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв святую книгу: какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду, — тот так и останется без Слова Божия. Значит, надо не просто читать, почитывать, полистывать, а сердцем и умом углубляться в Слово Божие", — с такими словами обратился к своей пастве батюшка в проповеди 7 декабря 1980 года — незадолго до Рождества Христова.
Углубление же его собственной мысли в сокровищницу Православия подарило отечественному богословию книги-жемчужины: "Сын Человеческий", семитомное издание "Истории религии", "Небо на земле", "Таинство, слово и образ" и многие другие. Отец Александр стремился постичь разные человеческие пути, чтобы из них выводить на прямую дорогу ко Христу. Следуя за святым апостолом Павлом, который писал о законе Божием, вложенным в сердца язычников, священник Александр Мень пытался рассмотреть их временное блуждание как этап прихождения к Истине. Ему это удалось — "Сын Человеческий" по сей день остается одной из лучших книг о многовековой истории ожидания Мессии всем человечеством.
В этом и других трудах отца Александра встречаются нестандартные, порой спорные высказывания, но, как писал о своем священнике покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ: "Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19)". Искуснейший ли он? Безусловно. В то время, когда очень многие рукоположенные слуги Божии боялись выходить на открытую проповедь, рискуя сложить свою голову за "пропагандирование вражеской идеологии", отец Александр решительно принял вызов князя века сего. А то, что его слушали и, главное, слышали, говорит о великом даре миссионерства и проповедничества.
Именно протоиерея Александра Меня называют отцом христианского самиздата в Советском Союзе: уже в то нелегкое время его труды печатались и переводились на польский, литовский, украинский, французский и английский языки. Батюшка также значительно помог в основании Российского библейского общества, возникшего в 1990 году. Благодаря его усилиям возник Общедоступный православный институт и вышел в печать первый номер журнала "Мир Библии".
Читайте также: Сталин и Церковь: вера, выгода, чудо?
Необычайно велики заслуги отца Александра в организации и поддержке благотворительных инициатив во славу Божию: его имя теперь носит Группа милосердия при Российской детской клинической больнице, у истоков создания которой когда-то стоял этот священник. Возможно, было бы еще много благотворительных проектов, полезных инициатив, интересных книг и душеспасительных проповедей, если бы жизнь пастыря не прервалась под топором убийцы, личность которого не установлена до сих пор.
Он умер как настоящий христианин. Окровавленный, с разрубленной головой, священник из последних сил полз ко станции, и одна из женщин, увидев его, в ужасе воскликнула: "Кто вас, отец Александр?". Он еле слышно ответил: "Да нет, никто, я сам". Не обвиняя и не осуждая даже того, кто этого заслуживал…
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"