Европа и тролли: о глазах и бревнах

3-4 сентября в албанском Дуррасе прошли консультации, посвященные религиозному измерению межкультурного диалога под эгидой Комитета министров Совета Европы. С докладом выступил и представитель Русской православной церкви игумен Филипп (Рябых). Основным содержанием выступления стал призыв к законодательной защите религиозных общин от троллинга.

Расшифровку термина из общедоступных светских источников привел сам же выступающий: "Троллинг — это вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающийся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения".

Увы, подобная практика, как показывает жизнь, давно вышла за виртуальные рамки. Что и с горечью заметил о. Иоанн: "К сожалению, мы все чаще становимся свидетелями троллинга в реальной жизни в виде различных перформансов, публичных акций и других действий в отношении религиозных общин. Подобные события уже происходили неоднократно во Франции, Италии, Испании, Норвегии, России, Украине и других странах".

Читайте также: Femen'изм без границ и креста

Священнослужитель резонно заметил, что религиозные убеждения — такая же неотъемлемая часть личной жизни, как и другие сферы — а потому подлежит защите от посягательств со стороны других лиц. "Объектами такого нарушения становятся установленные в различных местах религиозные символы, места культа, религиозные кладбища, святые места… Из советской истории мы знаем, что после того, как рубят кресты, оскверняют синагоги и мечети, начинают рубить людей", — резонно заметил игумен Филипп.

К сожалению, на Западе плохо помнят советскую историю. Да и во времена СССР положение Русской Православной Церкви интересовало западные державы больше как повод побольнее зацепить своего главного геополитического противника. Так что когда свихнувшиеся адепты организаций вроде "Союза воинствующих безбожников" в 1930-е годы наряжались в костюмы чертей и отправлялись к храмам на Пасху, чтобы дикими воплями, достойными злых духов, встречать Крестные ходы — это еще могло заслужить критику "ума, чести и совести" "мирового сообщества". Ведь этот агрессивный атеизм санкционировался атеистической властью.

А вот когда точно такие же проявления идут снизу, так сказать, демократически — это ж совсем другое дело! Надо побольнее заклеймить и Церковь, и власть, посмевшую наполнить реальным смыслом национальное законодательство о защите верующих и недопустимости разжигания межнациональной розни.

Неудивительно, что чуть ли не правилом хорошего тона у современных либералов, и западных, и доморощенных, стало требование некой индульгенции за такие деяния — если они были совершены против религиозных ценностей.

Вот, например, несколько недель назад известная либеральная публицистка Юлия Латынина в статье на украинском портале "Обозреватель" вовсю клеймила "тоталитарную православную церковь", сравнивая ее "позорные деяния" (то бишь согласие на светских суд своих обидчиц) не иначе, как с казнями по приговору шариатских судов. Зато образцом для подражания для нее был штраф аж в 18 фунтов стерлингов группе британских геев за то, что на Пасху 1998 года они ворвались на амвон кафедрального собора, в котором вел праздничное богослужение архиепископ Кентерберийский, глава Англиканской Церкви. Вот, дескать, на кого надо равняться российской Фемиде и Русской православной церкви. То есть, дождаться, когда доморощенные гомики или те же феминистки сорвут пасхальную службу в Храме Христа Спасителя — и оштрафовать их за это на копейки.

Читайте также: Pussy Riot. Как это будет по-фински?

Даром, что высокие богословские познания г-жи Латыниной сродни таковым у французского короля Людовика из романа Вальтера Скотта "Квентин Дорвард", считавшего разными личностями Богородицу, изображенную на разных иконах. Но, право, писать, что "в бывшей Казанской губернии, откуда, кстати, родом Казанская божья матерь", — это уже моветон пусть для самого злобного, но образованного атеиста. Впрочем, абсолютная профанность в вопросах веры ничуть не помешала Юлии Латыниной закончить свою статью вполне в духе еще одного француза, просветителя Дени Дидро с его "раздавите гадину" в адрес Церкви. Правда, для приличий маскируясь под Атоса из "Трех мушкетеров": "Вот теперь, гадина, когда я у тебя вырвал зубы, кусайся, как можешь".

Впрочем, сходную "осведомленность" в православном вероучении выказывают и другие защитники Pussy Riot — Мадонна, Стинг, их многие коллеги из артистического цеха. Такие, как Пол Маккартни, ранее с ужасом отвергший возможность просить свое правительство о смягчении отношения к Джулиану Ассанжу, которому в США грозит не жалкий год тюрьмы, а смерть — дескать, как же я могу вмешиваться в британское правосудие?

На днях в этой тусовке засветился и Андрей Макаревич, ранее не отличавшийся особой оппозиционностью, а ныне исполнивший песенку, ставшую хитом интернета — о "Ване, который пукнул в храме". На протяжении нескольких минут певец трогательно рисует картину ремейка сталинского беспредела 1930-х годов — когда несчастного Ваню по доносу, несмотря на слезы жены и детей, в полночь дюжие громилы увозят в тюрьму. Впрочем, Макаревич довольно иронично описывает и дружные стенания зарубежных либералов — так что еще неизвестно, над кем в своей песне он больше издевается.

Потом к этому хору присоединились депутаты немецкого бундестага, министр культуры Франции, Борис Березовский, Михаил Ходорковский, значительное число деятелей Болотной площади и т.д.

Под конец дня ударила тяжелая артиллерия в лице Госдепартамента США, потребовавшего отменить приговор "пуссям" ради "поддержания права на свободу самовыражения". Это, заметим, требование внешнеполитического ведомства страны, где с легкой руки феминисток приняты законы, согласно которым, даже рука, протянутая девушке на выходе из автобуса, может упечь мужчину в тюрьму за сексуальное домогательство. Но то ж права феминисток и геев — а тут какая-то там Православная церковь!

А уж совсем на днях потребовала немедленного освобождение "пуссей" и Парламентская ассамблея Совета Европы.

По большому счету, вся эта публика чисто по-сектантски спекулирует на вырванных с мясом цитатах из Евангелия — "любите врагов ваших"; "бьют по одной щеке — подставь другую" и т.д. В упор не замечая того, что Господь — отнюдь не ООНовский наблюдатель в нашем мире, но его управитель. И если даже сам верующий призывается подставить другую щеку — это совершенно не исключает наказания обидчику другими способами. В частности, руками закона, "служитель которого не напрасно носит меч — как наказатель всякому, делающему злое". (Рим.13:4)

Кстати, сам апостол Павел, написавший большую часть книг Нового Завета, не считал постыдным или не подобающим ученику Христову обращаться за защитой закона. Когда в Иерусалиме его хотели убить фанатичные иудеи-антихристиане, он, не колеблясь, сообщил римским властям о своем статусе римского гражданина — и потребовал суда кесаря. Чтобы защитить его от убийц, начальнику гарнизона пришлось отправить добрую половину своих солдат в качестве охраны. И, надо думать, если бы фанатики не передумали, а напали на конвой, чтобы убить ненавистного им апостола — их неизбежная смерть от руки римских воинов отнюдь не считалась бы Церковью каким-то грехом.

Да что там объяснять общеизвестные вещи? Американские президенты тоже клянутся на Библии, но это ничуть не мешает им не то, что "подставлять другую щеку" — но за простую пощечину убивать обидчика. Как это, например, произошло после террористических атак на башни ВТЦ в Нью-Йорке, когда бравое звездно-полосатое воинство за считанные дни захватило Ирак и Афганистан. Поневоле вспоминается расхожий анекдот: "И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!".

Читайте также: Церковь и общество: разделяй и властвуй?

Так что, разумеется, в РПЦ отлично понимают: их обращение останется гласом вопиющего в пустыне — никаких мер по защите прав верующих европейцы, все чаще выбирающие даже не абстрактно-гуманистические, а откровенно богоборческие и греховные ценности (при этом объявляющие их нормой), предпринимать не станут. Но, по большому счету, России это и не нужно. Слава Богу, после ельцинского безвременья 90-х, когда элита смотрела в рот западным "доброхотам", разрушая собственную страну, ныне пришло понимание правильности иного подхода. Лучше всего сформулированного императором Александром III: "У России есть только два союзника: ее армия и флот". Правда, как показали события октября 1917 года, оба этих "союзника" сильны лишь при условии сплоченности народа на основе веры и патриотизма. И разрушить, осмеять, вызвать ненависть к Православию — одна из приоритетных задач и один из наиболее легких путей разрушить уже и Россию новую, пусть даже и выбирающуюся из ямы кризиса.

И лучшим оружием против этого коварного плана будет показать большинству россиян глубину цинизма двойных стандартов западного либерализма. Даже если само западное общество, как это ни раз бывало и прежде, привычно отмахнется от правдивых доводов, идущих вразрез с пропагандой местных властителей дум. Так что речь игумена Иоанна на европейском форуме отнюдь нельзя считать бесполезной.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"