Стольный град Российской Федерации, ныне поражающий самобытной красотой и величием целого города-государства, начал свой исторический путь с… боярской усадьбы, конфискованной князем Юрием Долгоруким. Именно так повествует Ипатьевская летопись, где впервые фигурирует название населенного пункта: говорится, что в субботу 14 апреля 1147 года сей же правитель принимал в городке Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем.
Это время стало основанием исторической Москвы. Православную же Москву взрастил во своих святых руках один из самых почитаемых на Руси Божиих угодников — митрополит Петр, канонизированный как чудотворец Московский. Его молитвами в этой столице просиял и целый сонм святителей, благоверных князей, преподобных иноков, блаженных, священномучеников, праведников, чью память православные христиане особо почитают каждое воскресенье перед 26 августа по старому церковному стилю.
Читайте также: Крещение Руси: не вдруг, а постепенно
В этом сонме — благоверные великий князь Даниил Московский и царь Феодор Иоаннович; преподобные Андроник и Александр Спасские; святитель Алексий Московский; преподобные Афанасий Высоцкий Старший и Афанасий Высоцкий Младший; воины-схимники Пересвет и Ослябя Радонежские; преподобная Ефросиния Московская; святой иконописец-инок Андрей Рублев, преподобные Варфоломей Симоновский, Василий Соколовский, Зосима Верховский, Пимен Угрешский, Алексий (Соловьев); святители Геннадий (Гонзов) и Симон (Чиж); блаженный Василий, Христа ради юродивый, и прозорливая старица Матрона Московская; праведные Алексий (Мечев) и Василий Павлово-Посадский; священномученик Александр (Хотовицкий) и священноисповедник Афанасий (Сахаров)…
Рождение православной Москвы неразрывно связано с Успением Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, отпразднованным совсем недавно. Именно в честь этого великого события 4 августа 1326 года при царе Иоанне Даниловиче (Калите) святитель Петр Московский заложил каменную церковь. Сложно сказать (хотя это и весьма вероятно), был ли тот храм первым в городе, но его возникновение стало символом возрастания политической и религиозной власти Москвы, а следовательно — прекращения междусобойных распрей и борьбы за приоритет, значительно ослабивших всю Русскую землю. Будучи митрополитом этой мнострадальной земли, святитель пророчески избрал Москву, переехав туда на служение из Владимира, тогдашней столицы Северо-Восточной Руси.
Читайте также: Успение Девы Марии — Богородичная Пасха
Позже архипастырь убедил государя построить кафедральный собор в честь Успения Пречистой с такими словами: "Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем". Действительно — будучи духовным преемником Киева, матери городов Русских, где в 988 году состоялось крещение Руси, Москва стала престольным градом Патриархата, местом хранения множества христианских святынь, которое трудно превзойти по его величию.
Эпохальное событие приобретения Русской Православной Церковью автокефалии, наделившее град на Москве-реке новым духовным статусом, произошло в мае 1589 года. Именно тогда Константинопольский Патриарх Иеремия II усвоил патриаршее достоинство московскому митрополиту Иову. Это решение было подтверждено Константинопольскими соборами 1590 и 1593 годов. На долю новосозданной патриархии выпало немало испытаний, но, с Божией Помошью выдержав их, она окрепла и утвердилась. Тогда, в далеком 1589-м, в Уложенной грамоте православную Москву и все государство Российское впервые поименовали "третьим Римом": "Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде".
Вплоть до упразднения Петром І Московского Патриаршества в 1700 году именно Москва оставалась духовным эпицентром христианской жизни на Руси. Восстановлен Московский Патриархат был только в 1917 году, и одиннадцатым Патриархом Московским избрали митрополита Тихона (Беллавина) — впоследствии прославленного в лике святителей Русской Православной Церкви.
Читайте также: Георгий Победоносец: любим всем миром
Тяжелые годы безбожной власти, явившие миру подвиги новомучеников и исповедников Российских, сменились духовным возрождением. И сегодня Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, основанной преподобным Сергием Радонежским; Собор Архангела Михаила в Кремле с мощами благоверного князя Димитрия Донского; Покровский монастырь, где покоятся останки святой целительницы и заступницы в различных житейских бедах Матроны Московской; Данилова обитель, в которой хранится частица мощей святителя Николая Мирликийского, — только немногие святые места в Москве, ежедневно собираюшие тысячи паломников со всего православного мира.
Москва православная — это еще и Новодевичий монастырь, "ожерелье России", похожий на драгоценный камень у подножия Воробьевых гор; церковь святителя Алексия Московского, построенная на том самом месте, откуда святой подвижник наблюдал за возведением Спасо-Андроникова монастыря, заложенного по его обету в 1361 году, после чудесного спасения во время морской бури; Новоспасская обитель, основателем которой называют никого иного, как самого князя Юрия Долгорукого — "отца" российской столицы… Москва православная — это ее герб, на котором изображен святой Георгий Победоносец, попирающий змия.
Искушений в современном "третьем Риме" также очень много, как, впрочем, везде и всегда. И только от самого человека зависит, что он впитает в огромной Москве, наполненной и святынями, и духовным смрадом нынешнего повального "антиклерикализма". Позволим себе акцентировать его внимание только на одном: первые — это еще и народная культура. Без которой даже сейчас — никак…