В истории любого человеческого сообщества, в том числе религиозного, есть страницы, которые нельзя перевернуть без содрогания. У католиков такое "черное историческое пятно" - понтификат папы Александра VI, умершего 18 августа 1503 года. Он происходил из семейства Борджиа, кровавой династии, само имя которой стало нарицательным в Европе...
Борджиа - итальянская транскрипция испанской фамилии Борха, которая принадлежала роду дворян из Арагона, правящих городом Гандиа. Существовало предание об их происхождении от Санчо Рамиреса, внебрачного сына наваррского короля, однако оно не подтвердилось документально. Один из рода Борха, рыцарь Эстебан, был воином короля Хайме І Завоевателя и после успешного изгнания монархом мавров из Валенсии получил в награду земли Хативы, где и обосновался с родственниками. Позже им была выкуплена и Гандиа, принадлежавшая Кардонскому владетельному дому. Постепенно династия Борха (по-каталонски Борджа) становится одной из наиболее влиятельных аристократических семей Валенсии.
Его образование по меркам того времени было довольно впечатляющим: сперва юный испанец изучал юриспруденцию в Болонском университете, затем осваивал военное искусство, а после восшествия дяди на папский престол увидел для себя новые перспективы в религии. В 25 лет Родриго стал кардиналом - и хотя все понимали, что тут не обошлось без "блата", не могли отказать этому молодому человеку в лидерских качествах, красноречии и практичности. Последнее тоже немаловажно: кардинал Борджиа был одним из богатейших людей своего общества - и активно использовал звонкую монету в достижении своих целей. Многие порицали его за сделки с маврами и евреями, но это ничего не значило: 26 августа 1492 года, после смерти дяди, Родриго короновали папской тиарой под именем Александра VI.
Читайте также: Как страх ада привел к Реформации
Дальнейшее правление этой личности многие историки считают поводом для Реформации. Дело не столько в стяжании и откровенном покровительстве своей династии, сколько в ужасном разврате охочего до прекрасного пола понтифика. Еще в Испании он соблазнил престарелую даму, чья младшая дочь Роза Ваноцци также стала его любовницей. Ко времени переезда Родриго в Ватикан у них уже были два сына, Джованни и Чезаре, а в 1480 году на свет появилась девочка Лукреция. Впрочем, этим союзом любвеобильный Александр VI не ограничился: в анналах сохранились имена многих других наложниц святотатца, тоже подаривших ему детей. По слухам, дочь Родриго Борджиа Лукреция состояла в любовной связи с отцом и братьями. Она фактически жила в папских покоях, вводя в соблазн тысячи верующих. Окружение понтифика откровенно возмущала та наглость, с которой девушка вмешивалась в дела отца, пыталась читать его корреспонденцию и даже решать вопросы о наказании и награждении кардиналов.
Впрочем, Александр VI очень доверял дочери и даже назначил ее губернатором двух городов - Сполетто и Фолиньо, что было просто немыслимо, ведь ими мог править только кардинал. Но Лукреция не подвела отца, благодаря своему дипломатическому таланту положив конец вражде Сполетто с городом Терни. Тем не менее общественное недовольство и поступками, и самой личностью папы из рода Борджиа росло с каждым днем.
Читайте также: Целибат: почему падре не могут жениться?
Один из этих ядов стал причиной смерти самого отравителя. В 1503 году Александр VI разделил участь множества своих жертв - отобедал на вилле с кардиналами и выпил вина, после чего почувствовал себя очень плохо и 18 августа скончался. Его труп необычайно быстро раздулся, а это - верный признак воздействия сильного яда. Вероятнее всего, по ошибке папа испробовал напиток, приготовленный его сыном для хозяина виллы...
Неудивительно, что священники собора святого Петра отказывались хоронить такого понтифика в храме, а папа Пий ІІІ запретил служить заупокойные мессы за его душу. Ведь Родриго Борджиа был из тех людей, о которых хочется сказать: "Слава Богу, что прибрал".