15 августа 1557 года Православная церковь чтит память Василия Блаженного, скончавшегося в этот день по церковному календарю. "Мне бы у Василия Блаженного на паперти сидеть..." В одной из ранних редакций романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" эти слова произносит Иванушка Бездомный — весьма забавный в религиозном смысле персонаж, в душе которого рудименты православной веры предков борятся с идейно-шаблонным советским атеизмом. В итоге даже сложно сказать, что побеждает. Но одно очевидно — если уж в памяти антирелигиозного маргинала непроизвольно всплывает образ именно этого святого, то почитание его, по мнению писателя, сохранилось в религиозных генах русского народа. За что же настолько был и есть любим славянскими ортодоксами блаженный нагоходец Василий?
У Бога есть множество подвигов, которыми Он прославляет человеков, — люди индивидуальны, разные и пути. И каждое подвижничество чем-то уникально и неповторимо. Подвиг юродства, прославивший Василия Блаженного, христианские богословы не раз называли самым тяжким и самым полезным для общества. Почему? Потому, что это единственный способ напомнить о Божием тем, кто слишком увлекся "мудростью" мирского и не видит ей альтернативы. Как ни страшно в этом признаваться, но бывает такое не только в языческих общинах, обличаемых апостолами, но и в обществах христианских. И тогда Господь посылает людей, своим якобы лишенным житейской логики и разума поведением обличающих этот мир. Апостол Павел пишет об участи таких избранников: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" (1Кор. 3:18). Не менее пророчески прозвучали и слова преподобного Антония Великого, христианского подвижника ІІІ-IV веков: "Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: "Ты безумствуешь", — потому что он не подобен им". Уподобляясь Христу, опрокидывавшему столы торговцев на внешнем дворе Храма, юродивые резко и безкомпромиссно показывали лживость показной веры, и этим спасали сотни людей вокруг себя.
Читайте также: Пантелеймон — "русский" святой из Малой Азии
Само рождение блаженного Василия, чья память празднуется Церковью 15 августа по новому стилю, свидетельствовало о его необычном предназначении на Земле. Про преданию, он родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда пришла на молитву его мать Анна. Будучи сыном простой семьи, мальчик подрос и был отдан в обучение сапожных дел мастеру. Именно в это время произошло первое чудо, которое описано в житие провидца и чудотворца. Один из купцов, заказывая себе обувь, пожелал такие сапоги, чтобы не сносились за год. На что странный мальчишка со слезами на глазах ответил: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". Разумеется, мастер потребовал объяснений этому высказыванию, и подмастерье объяснил, что купец вскоре умрет, поэтому сапоги надолго не понадобятся. Так впоследствии и вышло…
Доподлинно неизвестно, как отнеслись родители Василия ко внезапно проявившемуся у их сына дару прорицания. Но возможно, что он их напугал или встревожил, и такая реакция вынудила молодого подвижника оставить отчий дом и бежать в стольный град Москву, чтобы там выполнить Волю Божию о себе. Возможно, все было наоборот, и Василий поступил как преподобный Алексий, человек Божий, то есть оставил даже благочестивую семью для отдания себя одному Богу. Его выбор подвижнического поприща — Москва — может показаться странным тем, кто привык представлять себе образ странника в пустыне. И, тем не менее, многолюдный город тоже может превратиться в духовную пустынь вследствие царящих в нем беззаконий. Подвигом Василия как раз и стало безумное на вид, а по сути очень мудрое обличение этих пороков.
Читайте также: Князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Зимой и летом он ходил обнаженным, как праотец Адам, напоминая людям о потерянной ими внутренней чистоте. Страдая от мороза, блаженный Василий утешал себя словами сорока мучеников Севастийских: "Люта зима, да сладок рай". Его нагота не была чем-то сродни современного эпатажа — она просто служила живым доказательством того, что Благодать Божия, согревающая угодника Христова, сильнее любой стужи. Проявлялась она в, казалось бы, бессмысленных поступках юродивого: например, он мог идя по базару, перекинуть кувшин с квасом или рассыпать калачи, а потом оказывалось, что товар был несвежим и кому-то отравившемуся мог стоить здоровья. Когда Василий терпел за свои богоугодные дела насмешки и даже побои, он только радовался и славил Всевышнего…
Жители столицы не сразу признали его святым человеком, несущим подвиг юродства. Но однажды подвижник изгнал беса, притворившегося нищим у Пречистенских ворот. Он Божией Милостью мог видеть и мысли людей. Известна история его беседы с самим царем, Иоанном Грозным. Когда тот в честь своих именин позвал святого в чертог, блаженный Василий трижды вылил заздравную чашу в окно. На негодование монарха (впрочем, не могущее перерасти в нечто большее, так как самые деспотичные православные правители не прикасались к юродивым Христа ради) Василий ответил: "Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление". После чего подвижник выбежал из дворца, и, как не искала его царская стража, найти не смогла.
Засомневавшись, царь послал гонцов в Великий Новгород и получил от горожан потрясающее известие. Оказывается, пожар вправду был, и во время бедствия некоторые видели нагого человека с водоносом, заливавшего огонь. Пожар был погашен. Стоит ли говорить, каким благоговейным страхом перед святым исполнился великий князь всея Руси?
Читайте также: Георгий Победоносец: любим всем миром
Божий угодник не боялся иной раз и обличить царя. Однажды, на слова Иоанна о том, что тот был на литургии, где якобы отсутствовал нагоходец, Василий возразил: "Нет, я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения "Всякое ныне житейское отложим попечение" со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем". После этого случилось неожиданное: жестокий тиран, именуемый в каноне священномученику Филиппу Московскому "новым Иродом и новым фараоном", признал свою немощь перед этим человеком — ничтожным для мира и возвеличенным у Бога…
Творились Василием Блаженным и чудеса, подобные наказанию Богом Анании и Сапфиры, свершившемуся через святого апостола Петра. В его агиографии рассказывается о довольно интересном случае: "Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. "Истинно ли желаешь сего?". "Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца". Улыбнулся блаженный и сказал: "Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю". Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, увидев издали святого в столь необычайной одежде, умыслили коварно испросить у него шубу. Один из них лег на дороге и представился как бы мертвым, другие же, когда приблизился к ним юродивый, пали пред ним на землю и просили подать им что-либо для погребения лжеумершего. Вздохнул блаженный Василий из глубины сердца о их окаянстве и спросил: "Истинно ли мертв их товарищ и давно ли скончался?". Они отвечали, что в сию только минуту, и блаженный, сняв с себя шубу, покрыл мнимо усопшего, говоря: "Писано во псалмах: лукавнующие потребятся". Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв".
Читайте также: Александр Невский — православный рыцарь
Наверное, многие книги не вместили бы всех чудес, совершенных Богом через блаженного, если бы писать о них подробно. И мало кто из современных православных, читающих его житие, рискнул бы хоть в малом повторить путь Василия, Христа ради юродивого. Но одно стоит запомнить — больше всего он не любил милостыни, подаваемой не от сердца, а из желания легким образом заполучить Божие Благословение, и в первую очередь помогал тем, кто нуждался, но по смирению стыдился просить помощи. Хотя, казалось бы, сам терпел нужду большую, чем облагодетельствованные им люди.
Достойный пример для подражания, не так ли?