Слава Пса Божьего - святого Доминика

6 августа Католическая церковь празднует память святого Доминика — основателя Ордена доминиканцев или проповедников, который существует уже почти восемь веков подряд. Житие этого святого наполнено такими захватывающими событиями, странствиями и переживаниями, что даже в наше искушенное время может быть интересно любому, кто захочет с ним ознакомиться. Чего стоит один только сон его беременной матери, увидевший черно-белую собаку, которая держала во рту факел, освещавший целый мир — ведь именно такая собака станет эмблемой Ордена.

Не только сон, но и прямое пророчество в сонном видении матери указывало на то, что ее сын станет "светом Церкви и грозой еретиков". Все жизнеописание святого Доминика подтверждает это заявление.

Доминик родился в 1170 году в Кастилии в знаменитом и славном семействе дона Феликса де Гусмана, состоящего в родстве не только с благородными семьями Испании, но и с европейскими королевскими домами. Родственники святого отличались аскетичностью и суровостью по отношение к себе сами, но изумительным милосердием к окружающим: старший брат святого Доминика Антонио был госпитальным священником, а мать и младший брат были причислены к лику блаженных.

В такой обстановке Доминик рос в несомненной любви к Богу и суровым условиям жизни: известно, что еще в раннем детстве ночью он вылезал из кроватки и спал на голых досках. Чуть позже, при вхождение в возраст отрочества, то есть по достижении мальчиком семилетнего возраста, родители отправили его к дяде по материнской линии, священнику. Там Доминик с восторгом и благоговением исполнял обязанности алтарника, молился и учился. Очевидно, что не только религиозное обучение было выстроено в доме доброго священника на должном уровне: спустя несколько лет юноша отправляется в университет в Валенсии. Можно сказать, что именно там впервые начинается его публичные проповеди не только слова Божия, но милосердия и служения людям.

Это случилось во время страшного голода 1191 года. Молодой Доминик не только истратил все деньги на помощь нуждающимся и продал все свои вещи и одежду, но, что немаловажно, расстался и со своими книгами, чтобы выручить больше денег для милостыни. Можно только представить, каким подвигом явился этот поступок в тот век крайней редкости манускриптов. Университетские товарищи Доминика увидели в этом настоящее величие духа. Надо отдать им должное: на простом признании заслуг своего сокурсника молодые люди не остановились. И они сами, и их преподаватели были столь впечатлены словами святого о проданных книгах "Неужели вы думаете, что я буду учиться на мертвой коже, когда живые люди умирают от голода?", что сообща собрали огромную сумму, которая помогла множеству голодающих.

Читайте также: Олаф: вечный король и покровитель Норвегии

Примерно в этот же период времени святой Доминик пытался стать мавританским рабом вместо сына бедной женщины, у которой не было денег на выкуп, но сделка не состоялась. Тут хочется упомянуть о том, что после покушения на святого, случившегося уже в годы его миссионерской деятельности, неудачливые наемники спросили Доминика, что бы он сделал, если бы у них все получилось. Ответ был на редкость показателен: "Я бы просил не убивать меня сразу, но сначала медленно отрезать конечность за конечностью, затем выколоть глаза и оставить меня полумертвым, истекающим кровью, чтобы я мог страдать как можно дольше, подражая моему Распятому Спасителю".

По окончании университета молодой богослов стал субприором в городе Осма, где проводил свои дни в трудах и молитвах, а ночи в молитвах и самобичеваниях (со временем святой стал носить на поясе железную цепь, которой и бил себя трижды за ночь: за свои собственные грехи, потом за обращенных грешников и под конец за души в чистилище). Вскоре приор сообщества каноников дон Диего де Азеведо, ставший епископом города, был послан королем Кастилии во Францию для ведения переговоров о династическом браке. С собой епископ взял и субприора Доминика.

Именно в ходеэтогопутешествия святой Доминик впервые увидел, что практически вся Аквитания захвачена еретическим учением альбигойцев — и тогда же твердо решил, что делом его жизни станет миссионерское служение. В Тулузе, где путешественники остановились на ночлег, будущий проповедник вступил с принимавшим их хозяином в жаркий богословский диспут, закончившийся возвращением еретика в лоно католической Церкви. Этот первый успех утвердил святого в принятом решении и вскоре, на заседании папских легатов епископ Диего и субприор Доминик говорили о новом способе борьбы с ересью, основой которого были нищета и милосердие самих миссионеров. Нововведение было принято с восторгом, и с этого момента святой Доминик официально выходит на миссионерскую дорогу, по которой он неуклонно шел до конца жизни.

Читайте также: Капуцины: ораторы под острыми капюшонами

Первым публичным успехом был диспут с еретиками в городе Сервиане, продолжавшийся около двух недель и имевший огромное значение: от ереси альбигойцев отказались все без исключения жители города. Следующий город, Безьер, был далеко не так радушен, и, уходя, Доминик предсказал скорое его падение и разрушение, что случилось буквально четыре года спустя. Не отказался от еретического учения и Каркассон, но проповедники не впадали в уныние, хотя по сравнению с их малочисленным миссионерским отрядом чужая враждебная Франция казалась не только озлобленной, но и огромной.

Святой Доминик неустанно повторял своим спутникам любимые слова: "Бог рядом с сокрушенными сердцем" — и Господь сопутствовал Своим детям. Так, в городе Монтрель было обращено 150 человек, публично отказавшихся от ереси, а при подходе к этому городку на том месте, где сейчас стоит памятник случившемуся, было явлено "чудо со снопами". Когда святой со спутниками пытались увещевать работавших в поле жнецов оставить свои труды в воскресный день, то один из работников бросился на Доминика с серпом и хотел убить его, но увидел, что готовые снопы внезапно покрылись кровью. Жнецы не только поразились силе святого, но принесли покаяние и последовали за проповедниками.

После Монтреля святой Доминик отправился в Фанжо и на подступах к городу остановился в маленьком селении Пруйль, гордостью которого были древний замок, множество красивых лилий, феодальная независимость и храм Пресвятой Девы с изумительной статуей, к которой стекались многочисленные паломники со всех концов страны. Остановившись в Пруйле для молитвы, святой Доминик услышал повеление Приснодевы читать Розарий (чередование молитв "Отче наш", "Радуйся, Марие" и краткого Славословия) и уверение в силе этой молитвы по четкам, что и было неоднократно подтверждено последующими событиями не только при жизни Доминика, но и уже после его кончины.

В Фанжо, куда святой изначально направлялся, тоже было явлено публичное чудо, получившее название "Испытание огнем". Не секрет, что подобный метод был широко распространен в средневековой Европе — однако здесь мы видим, что при настоящей вере и молитве такое испытание становится подтверждением Истины. Огнем в данном случае испытывались не сами учителя, но их книги. И если сочинения еретиков были мгновенно объяты пламенем и сгорели дотла, то книги Доминика, как говорит старинная хроника, раз за разом выбрасывались из огня "невидимой рукой Высшей Силы до высочайшей полки камина, где до сих пор видны следы этого великого чуда".

Читайте также: Игнатий Лойола: триумф несгибаемой воли

Но быть может, даже не это несомненное чудо так важно для понимания роли города Фанжо во всей последующей истории ордена доминиканцев, а то, что здесь были обращены девять молодых женщин благородных фамилий, ставших помощницами святого Доминика в деле создания первого женского монастыря в уже знакомом городе Пруйле. На это место указал святому в видении огненный шар, и, узнав про то, Тулузский епископ Фульк передал под монастырь церковь Санта-Мария, вокруг которой за три месяца был построен первый доминиканский монастырь — небольшой, глинобитный и благодатный. Доминик создал сестрам Устав,одеяние,распорядокдня.

В 1215 году все тот же Тулузский епископ Фульк официально назначает святого и его сподвижников своими проповедниками и основывает монастырь. Не ограничиваясь этими актами, епископ дарит новой обители множество редких и дорогих книг, принимает в свою епископальную школу тех, кого Доминик считает нужным туда отправить. Эта поддержка церковной власти позволила святому задуматься о таком нововведении, как монашеский орден — и епископ вновь поддержал его начинание. На Латеранский Собор 1215 года поехали они оба по приглашению Папы Иннокентия, который и благословил создание ордена, но не смерть помешала ему утвердить новосозданную организацию. Это сделал его преемник Гонорий III, взяв новое образование "Орден проповедников" под свое непосредственное подчинение. Именно в Риме под покровительством Папы Гонория и управлением самого Доминика позже и утвердится одно из самых сильных братств Ордена, где будет явлено множество чудес.

Начался же Орден с двух десятков человек — и святой Доминик отправил их по миру продолжать миссионерскую проповедь и расширять состав Ордена, "собирать урожай душ". В Пруйле осталось всего двое братьев, семь человек отправились в Париж, четверо — в Испанию, двое в Сен-Ромен, а еще несколько должны были пойти со своим наставником и настоятелем обратно в Рим, проповедуя по дороге в окрестных деревнях и селах. Путь святого и его спутников лежал через Францию, Германию, Швейцарию и Италию, они шли исключительно пешком, по пути обращая все новых и новых учеников, основывая все новые и новые отделения Ордена.

Читайте также: Катары: недоброе учение "добрых людей"

Достигнув Рима и утвердившись в нем, святой Доминик не оставил желания всемирной проповеди. Настроив жизнь римского братства и нескольких примкнувших общин, он отправляется в Испанию — тем более, что ему было кого оставить вместо себя: у него появился новый ученик. В 1218 году к святому пришел послушник, блаженный Реджинальд Орлеанский. Он был спасен от смертельной болезни Самой Приснодевой, и именно через него Святая Дева Мария передала Ордену одеяние — доминиканский плащ с капюшоном.

Не только блаженный Реджинальд являет собой иллюстрацию милости Присвятой Девы к Ордену. Известно видение святого Доминика, в котором он увидел Господа, перед Которым стояли все монашеские ордена, кроме доминиканского. Увидев это, святой зарыдал и пал на колени, а Господь спросил его о причине слез. Доминик ответил, что не видит здесь своего ордена, на что Господь сказал: "Я поручил твой Орден заботам Моей Пречистой Матери", — и в складках мантии Приснодевы Доминик увидел всех своим монахов.

Итак, оставив римское отделение Ордена на попечение блаженного Реджинальда, святой Доминик отправляется во Францию, посещает родную Испанию, затем снова возвращается во Францию. Везде на пути следования он стремится основать либо новый монастырь, либо братство, либо общину, что удается ему с несомненным успехом. Проведя по возвращении некоторое время со своим любимым отделение Ордена в Болонье, святой Доминик вновь путешествует, на сей раз не покидая территории Италии.

Во время одного из таких странствий, в 1221 году, возвращаясь из Венеции, святой почувствовал крайнее недомогание, но поначалу как обычно отвергал все предложения об отдыхе и лечении. Лишь когда силы оставили его, он попросил братьев отнести его в монастырь. Доминик в присутствии приора и старших священников исповедовался за всю свою жизнь и дал братьям последнее наставление: "Будьте стойкими и усердными в служении нашему Господу, прилагайте все усилия для распространения нашего Ордена, которое только начинается. (…) Не плачьте, дети мои, я буду для вас более полезен там, куда ухожу, чем в этой жизни". Как показывает последующая история, доминиканцы рьяно исполняли заветы своего наставника и распространили свой Орден во все самые далекие уголки мира.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"