Ситуация с Православием на Украине, сложившаяся после распада СССР, довольно сложная. После памятного раскола, учиненного в 1992 году бывшим предстоятелем УПЦ МП митрополитом Филаретом (ныне преданного анафеме, но несмотря на нее именующего себя "Патриархом Всея Руси-Украины"), в государстве насчитывается две "крупные" деноминации — Киевский "патриархат" и Православная церковь Патриархата Московского. Это если не считать деноминаций помельче, вроде Автокефальной православной церкви, впрочем, никак не могущей организационно стабилизироваться — но продолжающей, подобно многим сектам, размножаться делением на все более мелкие осколки.
Впрочем, Церковью в собственном смысле слова из всего этого множества можно считать лишь УПЦ МП — именно она признана всеми поместными Православными Церквами в качестве канонической. В отличие от раскольнических группировок, существующих лишь благодаря националистически настроенным политикам, грезящим "единой автокефальной поместной церковью". Призвана она быть политотделом государства, на всех парах удаляющегося от "проклятого советского прошлого" (а заодно и от дружбы с Россией и другими республиками СНГ) в сторону "благословенного Запада".
Правда, с автокефалией дело заглохло еще при президентстве Виктора Ющенко, одержимого этой идеей. Выяснилось, что Константинопольский патриархат, коего в Киеве представляли этакой конторой по раздаче ярлыков на церковную независимость, на самом деле таковым не является. То есть, взять под свой омофор в качестве митрополии украинских православных, которые недолюбливают Москву, там не прочь, а вот чтобы совсем давать самостоятельность — это извините. Посему даже вышеупомянутый самозванный "патриарх" Филарет давно охладел к лозунгу о помощи Константинополя. Ныне, как в известной басне Эзопа о сладком уксусе и кислом винограде, он высказывается в том духе, что не очень-то и хотелось, все равно независимость рано или поздно признают.
Читайте также: Лаврская клиника: кто болен всерьез?
Впрочем, идея отделения от Русской Православной Церкви популярна отнюдь не только в среде национал-православия раскольнического толка. В самой канонической Церкви ее поддерживают отдельные архиереи и верующие Правобережной Украины — хотя и не в такой степени. Что и приводит к наблюдающимся в последнее время в ее среде неурядицам. Последние стали особенно заметны после прихода к власти президента Виктора Януковича, особенно благоволящего к канонической Церкви.
Особой загадки в этом нет. Пока при власти находились "оранжевые", любые подвижки в сторону "единой Поместной церкви" со стороны УПЦ МП привели бы к ее банальному поглощению гораздо большими "патриотами" образца "церкви" Филарета. Что и приводило к вынужденному сплочению автокефалистского и пророссийского крыльев Украинского Православия. Теперь же, когда неканонические деноминации госвластью не приветствуются и реальной опасности для УПЦ нет — внутрицерковные разборки разгорелись с новой силой.
Самой заметной стала интрига вокруг болезни предстоятеля, митрополита Владимира (Сабодана), в сентябре прошлого года попавшего в тяжелом состоянии в больницу из-за перелома шейки бедра. Тогда реальная власть в Церкви перешла в руки Синода, возглавляемого первым по старшинству хиротонии митрополитомОдесским Агафангелом, признанным лидером "пророссийского" крыла.
С опорой на влиятельного настоятеля Киево-Печерской Лавры митрополита Павла и донецкого архипастыря митрополита Иллариона (близкого к нынешней властной элите) в руководстве УПЦ были проведены серьезные кадровые изменения. Так, с большинства постов был освобожден любимец митрополита Владимира архиепископ Александр (Драбинко), которого обычно называют вождем "автокефелисткой" партии. Впрочем, называют больше из обычной деликатности — понятно, что пользоваться полной поддержкой предстоятеля при таких взглядах можно лишь, если последние разделяет сам митрополит Владимир (Сабодан). Кроме того, в это время была начата работа по приведению Устава УПЦ МП в полное соответствие с Уставом РПЦ.
Однако в конце апреля владыка Владимир вернулся к исполнению обязанностей. На первом же Синоде под его председательством прежние решения Синодов были приостановлены. Впрочем, далеко не все — так, упомянутый архиепископ Александр (Драбинко) и не был возвращен на прежние посты. Зато управляющим делами с беспрецедентно расширенными полномочиями стал архиепископ Антоний (Паканич) — эксперты называют его официальным преемником митрополита Владимира.
Впрочем, какую именно политику будет проводит владыка Антоний, если он станет во главе УПЦ МП, тоже неясно. Сам он выходец из Закарпатья, в отличии от Галичины, не отличающегося избыточным "патриотизмом" бандеровского толка — да и начал свою карьеру, пробыв десять лет на важных должностях в Московской духовной академии.
Читайте также: Аборт: запретить нельзя разрешить?
С другой стороны, лидер Киевского патриархата Филарет осуществил информационный вброс — о якобы тесном сотрудничестве главы комиссии по подготовке изменений в Устав УПЦ МП Донецкого митрополита Илариона с патриархом Кириллом с целью произвести реформу управления по образцу апробированных в РПЦ "митрополичьих округов". То есть, фактической децентрализации монолитной Украинской церкви на самоуправляемые меньшие единицы — "округа". А отсюда недалеко и до их прямого подчинения самой Москве. Все это вызвало заметное беспокойство националистов, озадаченных перспективой порабощения украинского православия "клятыми москалями".
Сегодня реальные перспективы УПЦ МП представляются весьма туманно. Во-первых, ввиду борьбы внутри Церкви сторонников различных путей ее развития. Во-вторых, из-за колебаний внешнеполитических симпатий государственной власти, без согласия которой никакие серьезные церковные изменения немыслимы.
И наконец, даже самые радикальные оппоненты не могут не понимать, что слишком резкие шаги — то ли к полной автокефалии, то ли к превращению из самоуправляемой церкви в сообщество обычных епархий РПЦ -чреваты для украинского канонического Православия новым расколом. В связи с недовольством "западников" ли, "русофилов" ли тем или иным возможным исходом.
Пока что температура церковного организма не доходит до точки кипения. Однако в случае непредвиденных обстоятельств, связанных, скажем, со здоровьем уже весьма больного и немощного владыки Владимира, все может измениться в одночасье.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"