Тайные сокровища ночи на Ивана Купалу

Ночь на Ивана Купалу — самая таинственная ночь языческого года, колдовская, ведьмовская. Пока простой люд веселится, поет и пляшет, купается в озерах и речках, ведьмы и колдуны рыщут по лесам и лугам, собирают травы, обретающие в эту ночь волшебную силу. Чем приворожить, чем принести счастье, чем "засушить" насмерть — все собирается в котомку.

О том, как обычно проходит ночь на Ивана Купалу и следующий день, нам повествует "Стоглав". "Против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены, и дети в домах и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки беси, омываются водою", — гласит он.

Основные элементы праздника описаны исчерпывающе: нужно глумиться (то есть веселиться), петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах ("великое кричание" при этом не повредит), а потом купаться в ближайшем водоеме. Короче, этакий День десантника на старорусский манер. Однако если у всех нормальных людей на Ивана Купалу веселье, то у ведьм и колдунов — страдная пора. Судите сами: дела, которые уважающему себя колдуну положено переделать в эту ночь, составляют длинный список. И в первую очередь это сбор трав. Каждый знает, что в ночь на Ивана Купалу расцветает раз в году папортник, но лишь неучи от ворожбы думают, что этим дело ограничивается. Попробуем сделать небольшой справочник — что именно собирали и как.

В XVI и XVII веках собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками. "Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, — писал летописец псковского Памфилова монастыря, — исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими".

Читайте также: Аграфена-Купальница — подруга Ивана Купалы

"Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла, — пишет Аполлон Коринфский. — Пойманных накануне Иванова дня "ведунов" пытали, били батогами, чтобы "не повадно было бы носить и собирать травы и коренья". Однако это, судя по всему, не останавливало ботаников-самоучек. Помимо тех трав, которые собирали на Аграфену-купальницу (праздновавшуюся накануне), во время купальских праздников колдуны и ведьмы прятали в котомку и другие растения.

Например, любисток, он же зоря, любим-трава, дудочник, купальная трава. Это лекарственное растение, которое, по поверьям, приносит счастье. Матери купали в настое любистка детей, чтобы их все любили, а невесты зашивали его в подол подвенечного платья. Колдуны же и ведьмы использовали любисток для приворотных и одурманивающих зелий, или наоборот — в составе зелий, которые помогали унять сердечную боль от несчастливой любви. Также любисток сам по себе считается оберегом от русалок и средством для отведения порчи.

Собирали тирлич, она же горечавка, бешеная трава. А может быть и горечавка желтая, джинджура или, как звали в народе, гречавка соколий перелет, тирлич-лихоманник. Или просто золототысячник обыкновенный. Практически все травы, которые собирают Ивановой ночью, — "солнечных" цветов. В этот ряд попадают и купальница, и коровяк, и венерин башмачок (выбивается из ряда только плакун-трава, так она и не "ведьминская"). Так что желтая горечавка выглядит наиболее правдоподобной из всех версий.

Это чрезвычайно полезная трава — конечно, если вы колдун и умеете с ней должным образом обращаться. Надо знать, что магическими свойствами обладает не абы какой тирлич, а только собранный в ночь на Ивана Купалу на Лысой горе в Киеве (в крайнем случае — на ближайшей к месту жительства колдуна Лысой горе). Собирают его, не имея при себе ничего железного, но с золотом.

Но все сложности по сборам просто-таки меркнут перед пользой этой волшебной травы. Тирлич ценен тем, что дает способность летать (для этого соком травы натирают подмышки или просто кладут траву за пазуху) и превращаться в любого зверя. С помощью тирлича можно доставить к себе любого человека. Траву бросают в котел с приговором: "Тирлич, тирлич, мого милого прикличь". При этом отвар должен кипеть очень сильно. Если слабо, милого будет нести невысоко над землей, ударяя обо все встречные деревья, так что к ведьме он прибудет, скажем так, в разобранном состоянии.

Читайте также: Март языческий: праздники предков

Помогает тирлич и в других аспектах. "Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей", — отмечает Даль. "Сок тирлича отвратит гнев сильных людей и возведет обладателя своего на верх богатства, почестей и славы", — пишет Мельников-Печерский.

Вот симтарин — царь-трава, архилин, царь-архангел, ахтоном. Симтарин — четверолистник: "Первый [лист] синь, другой червлен, третий желт, а четвертый багров… А под корнем той травы человек, и трава та выросла у него из ребр. Возьми человека того, разрежь ему перси, вынь сердце. Если кому дать сердце того человека, изгаснет по тебе… Если которая жена мужу неверна или муж жене — стерши мизинным перстом, дай пить…" (А.А. Коринфский. Народная Русь).

Помимо употребления для приворота, симтарин был традиционной составляющей охранных букетов или венков. Трава защищает от дьявола, "еретика" (колдуна) и врага. В бою оберегает от ран, на суде позволяет одержать победу. "Печень" корня-человечка использовалась при бесплодии (отвар на молоке), "правая рука" и "голова" — в восстановлении супружеской любви, "ребро" — на любовь людей. Также эта трава употреблялась при ворожбе на будущее.

Весьма ценной находкой будет разрыв-трава, она же прыгун, скакун, ключ-трава, спрыг-трава. Этой травы, отмечает Коринфский, никак не добудешь, если перед этим не запастись корнем плакун-травы или цветком папоротника. У кого есть разрыв-трава, тому нипочему замки, запоры, цепи, кандалы и т. д. Если эту траву бросить в кузницу, кузнец не сможет работать. Ломает разрыв-трава и все прочие металлы: золото, серебро, медь. Воры, когда им удается добыть эту траву, разрезают себе палец на левой руке (правая касается оружия и других металлических предметов), вставляют ее внутрь разреза, а потом заживляют. От одного прикосновения такого пальца все замки раскрываются сами. Если же коснуться им человека, он скоропостижно умрет.

Разрыв-трава расцветает в полночь на Ивана Купалу и цветет ровно столько времени, сколько нужно, чтобы прочитать "Отче наш", "Богородицу" и "Верую". Добыть ее трудно — нечистая сила всячески старается лишить жизни искателя разрыв-травы (поэтому и нужен цветок папоротника или корень плакуна). Чтобы ее найти, нужно ночью на Ивана Купалу косить траву. На какой траве коса переломится, та и есть разрыв-трава. Для проверки ее бросают в воду — разрыв-трава плывет против течения.

Способ, что и говорить, трудозатратный — попробуйте выкосить целый луг в надежде найти одну-единственную травинку! Но для колдунов-лентяев имелся и способ попроще.

Читайте также: Весенние заклички: весна, приходи скорее!

Считается, что разрыв-траву знают вещие птицы — сорока, сова, сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие так, чтобы птица не могла их кормить. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться под ней. Побуждаемая писком голодных детенышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Если она находит ее, то прикладывает к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда и нужно смотреть на скатерть, не упала ли разрыв-трава.

Но разрыв-трава почти недоступна ведьмам и колдунам. Есть у нее одна загадка — как уже сказано, собрать ее можно, лишь имея в запасе плакун-траву. Это же растение, по легенде произошедшее от слез Божией Матери, оплакивавшей распятого Спасителя, ведьмы даже в руки взять не могут и начинают от нее рыдать. Кроме того, это растение отгоняет болотников и прочую нечисть.

Нельзя не упомянуть и совершенно непостижимую перелет-траву — растение, способное переносить своего счастливого обладателя во мгновение ока за тридевять земель и выполнять все его желания. Правда, есть у этого растения которое переливается радужными красками и постояннопереносится с места на место, так что кажется падающей звездочкой, одна прихоть. Волшебные свойства оно обретает, лишь будучи найдено или поймано в полете.

Лишь с молитвой можно было собрать адамову голову — тоже весьма полезную, разнообразную по функциям травку. Собирать адамову голову следовало на Иванов день, вечером или на утренней заре, причем по-особенному. "И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже". Отмечается также, что ее следовало очерчивать предварительно кругом и пронимать через золотую гривну. Способ использования: "И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный — Ред.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе — узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить — держи при себе. А когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три дня заживет" (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь). Интересно, конечно, как относились священнослужители к тому, что на престоле, самой сакральной части храма, лежала и сохла какая-то трава.

Читайте также: Новый год русичей: мартовские "овсеньки"

Также, по другим поверьям, адамова голова позволяла видеть лешего и безбоязненно сорвать с его головы шапку, чтобы стать невидимым. Кроме того, она защищала от страха высоты ("с ней ужаса нет, и земля кажется близко"). Использовали адамову голову для лечения от бесплодия, порчи, для снятия сердечной тоски. Считалось, что человека, который носит ее под шапкой, все уважают. Беречь траву следовало в укромном месте, никому не показывая. На Великий четверг ею окуривали охотничье снаряжение, чтобы обеспечить успешную охоту (особенно на диких уток).

Ну и, без сомнения, нельзя под конец не вспомнить и о цветке папортника, с которым связано столько легенд и мифов. Кочедыжник, жар-цвет, Перунов цвет, папороть, ключ-трава, "царь над травами" обладает уникальными магическими свойствами. Человек, у которого есть цветок папоротника, не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, всегда знает, где находится, так что не может заблудиться. Он понимает язык птиц и зверей, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать нечистью. Цветок позволяет видеть под землей клады, отмыкает все замки и двери. Его владельцу во всем сопутствует удача, деньги сами идут в руки. Но добыть цвет папоротника нелегко. Собирать его следует в полночь на Ивана Купалу (собственно, это единственная ночь в году, когда он цветет).

При этом папоротник расцветает очень ненадолго, чуть ли не на минуту. Найти его случайно, видимо, шансов не было, поэтому желающие, как правило, поступали иначе — искали подходящий папоротник заранее и караулили около него в надежде в полночь увидеть цветок. Около растения следовало очертиться огарком лучины, зажигавшейся в Васильев вечер, либо огарком свечи, которую держал поп на пасху, или же огарком или воском от запрестольного образа Богоматери. Затем постелить чистую бумагу или белое чистое полотно. При этом нужно было преодолевать страх, не кричать, не говорить (но читать молитву "Да воскреснет Бог"), не оглядываться назад, не выступать из черты и не подавать через нее руки нечистой силе. Расцветший папоротник должен был осыпать цвет на полотно, цвет надо было смести перышком и залепить в воск. По другим вариантам, в воск влепляли отрезанный цветок. При этом следовало "страх терпеть и с места не сходить, покудова петухи не вспоют". По дороге домой не оглядываться, не отвечать на голоса, не пугаться.

И это далеко не полный список трав, которыми ведьмы, лекари и ворожеи пополняли свои "гербарии" в ночь на Ивана Купалу. А ночь-то недлинная, рассвет недалеко. И когда простой деревенский люд, навеселившись на берегу рек, намиловавшись, напевшись и, в конце концов, умаявшись, засыпал после бурно проведенной ночи, колдуны и колдуньи, набродившись по лесу и окрестным лугам, возвращались на рассвете в свои хижины. Со сказочным богатством — волшебными травами…