Появление в интернете множества любопытных и полезных православных сайтов, в том числе епархиальных, развенчало мракобесное — не побоюсь этого слова — представление о том, что "всемирная паутина" — порождение дьявола, и модемы надо повыбрасывать в окно вместе с телевизорами, желательно с десятого этажа. Безусловно, он может быть и дьявольским — но лишь для того, кто сосредоточит свое внимание на местной "чертовщине", которой, кстати, полным-полно и в реале. Для человека же, с умом и смирением несущего свое послушание, интернет — весьма ценный ресурс для служения. Хотя, в силу специфики виртуального общения, таящий в себе некоторые опасности…
Но что поделать? Там, где приходится выполнять сложные задания (а социальная активность в целом и миссионерство в частности — дело непростое), всегда присутствует значительный риск. В виртуальном общении это угроза обезличивания человека, и как следствие — некоторые сложности во понимании оппонента.
Коммуникация с глазу на глаз дает возможность видеть реакцию собеседника, а в ней жест, взгляд, мимика играют не меньшую роль, чем слова. Для миссионера это чрезвычайно важно, ведь способ сеяния слова определяет почва: с эллинами как эллин, с иудеями как иудей (1 Кор. 9:20). Миссионерство в "вирте" — обмен буквами без наблюдения за живым человеком. Поэтому здесь легко ошибиться, приняв провокацию за искренний интерес — и наоборот, не увидеть за колкими и неблагоприятными словами о вере лишь боль от разлуки с ней. Нужно быть тонким психологом и опытным знатоком слова, чтобы различить, кто в действительности есть "эллин", а кто "иудей", имея перед глазами лишь несколько постов собеседника да пару строк в его профиле. Еще сложнее — через сетевое пространство найти правильный путь к сердцу и разуму хозяина этого профиля…
Есть и другое искушение — соблазниться своей относительной "безликостью" и позволить себе то, что в невиртуальной жизни является табу. Увы, многие дискуссии на крупных миссионерских ресурсах перерастают в обыкновенный флейм, причем с обеих сторон. Значит ли это, что их участники от православных — плохие христиане? Да вряд ли хуже тех, кто вообще остается в стороне от миссионерства.
Но как трудно сдержать себя и говорить с инакомыслящим форумским провокатором в духе святого батюшки Серафима Саровского или преподобного Павла Препростого! Здесь без помощи Божией не обойтись. А много ли из активно миссионерствующих в виртуальном пространстве молится перед тем, как садиться за комп, и сколько из них взяли благословение у священства на это занятие? Хочется верить, что большинство, но наверняка не все. Какова цель каждого из пытающихся "вразумить заблудших" — послужить Богу, выполнить свой долг как христианина (а долг проповедовать Евангелие всему творению у нас есть) или же… попросту презентовать себя любимого?
Мы не откроем Америку, констатируя, что есть миссионерство в интернете ради пользы (и собственной, и своего ближнего), а есть простое следование моде на оное. Бывает и мотивация вроде: "Сектанты же проповедуют, а я-то ортодокс, мне тем более надо!". В самом стремлении доносить Истину Христову до людей, разумеется, ничего плохого нет. Плохо становится тогда, когшда за это берутся личности, не имеющие ни благословения, ни соответствующих знаний (не говоря уже о начальном богословском образовании), и самое страшное, — понимания того, что не ты приводишь человека к Церкви, а Бог через тебя. Что благовествование — дар, который необходимо заслужить. И далеко не каждый, даже назубок знающий Библию, умный и образованный, способен его принять и понести по жизни.
Отец Андрей Кураев назвал виртуальное миссионерство "тепличными условиями". Действительно, вроде так проще — никто никого не перебивает, на неприятности, подобные выбитому за Истину глазу, не нарвешься, да и вообще — если что, модератор всегда рядом. Но с другой стороны, сложные условия отлично фильтруют ряды желающих заняться каким-либо делом. А легкость "тепличных" привлекает и случайных людей, от которых миссия порой здорово страдает…
Непросто изобрести универсальный рецепт благовествования для всех времен и народов. Апостол Павел проповедовал Христа на рынке, где продавал палатки. Дерзнем предположить, что он благословил бы и на проповедь в интернете. Вопрос в том, на какую? Во-первых, не имеющую никакого отношения к "негодным и бабьим басням" (1 Тим. 4:7), коих следует отвращаться, во-вторых, соблюдающую условие: "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою" (1 Тим. 5:1-2). И разумеется, с предупреждением: "Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких" (1 Тим. 6:5). А "прибыток" может быть не только материальным, но и психологическим. Синдромом "выпустим пар — это же не реал", увы, нынче многие страдают…
Вера, религия, благовествование — вещи зачастую феноменальные. В первую очередь, тем, что самое простое в них подчас оказывается самым сложным. Красиво говоря о Боге в комфортных условиях (что безопаснее родного кресла за родным же компом?), можно на деле проповедовать лукавого. И наоборот, думая, что не сделал ничего особенного, приведя пару цитат из Писания на форуме, возможно указать человеку путь к разрешению тяжелой ситуации.
Нельзя предугадать, нельзя и тотально обобщить. Но христианский принцип "уклонися от зла и сотвори благо" (Пс. 33:15) здесь верен, как и везде. Соблюдая его, можно найти нужные слова (и совершить необходимые дела) и на своем приходе, и на миссионерском портале.
Ведь любой добросовестный миссионер понимает, что в его служении, если оно во славу Божию, а не просто по моде, всегда есть нечто большее, чем его личные знания и умения.
Читайте также: