Сегодня, 6 июля — день Аграфены-купальницы и "лютых корений". Эта дата памяти святой Агриппины Римлянки в народе больше известна по своей близости к празднику Ивана Купалы. В старину этот день посвящали сбору трав, имеющих, по народным представлениям, целебную силу. Искали по лугам преимущественно купаленку (купальницу) и цветок иван-да-марья…
Купальница — очень интересное растение. По латыни оно называется trollius; есть версия, что это название произошло от немецкого Trollblume, то есть "цветок троллей".
Жители Германии и Скандинавии убеждены, что это самый любимый цветок троллей. "Рассказывают, что светлой июньской ночью в полнолуние тролли собираются на лесных полянах, чтобы сварить себе целебный напиток. Для этого они приносят золотые чаши, которые поднимают на длинных шестах, ведь ни одна пылинка не должна попасть в волшебное варево. Часть троллей сидит рядом и наблюдает за тем, как деловито суетятся остальные, забираясь по лесенкам к котлам и опуская в них редкие травы. Никто не боится обжечься, потому что содержимое, прямо как в сказке, варится без всякого огня. Перед рассветом старший тролль разливает эликсир в бутылочки и раздает их всем присутствующим. Этого запаса хватит до следующего года. Тролли уходят с полян, оставляя на ней много пустых золотых чаш. Люди находят их и называют цветками купальницы", — так гласит миф о купальнице.
Иван-да-марья — другое интереснейшее растение, которое тянет за собой целую цепочку архаичных представлений. Афанасий Коринфский в своей книге "Народная Русь" приводит белорусскую песню, которую пели в этот день:
Иван-да-марья
На горе купалыся;
Гдзе Иван купався —
Берег колыхався,
Гдзе Марья купалась —
Трава расцилалась…
С точки зрения Коринфского, это поздняя, сказочная версия преданий о Перуне и богине Зоре.
Читайте также: Из весны в лето — голодно, но празднично
Иван-да-марья настолько тесно связана с купальской обрядностью, что это отражено в ее народных названиях: купавка или иваньковский цвет. Происхождение цветка в фольклоре восточных славян связывается с легендой о брате и сестре, которые были разлучены в детстве, долго бродили по свету, потом встретились, поженились и только после этого узнали, что они брат и сестра.
Нонче Купалы,
Завтра Иваны.
Купалы на Иваны!
Купался Иван
Да в воду упал.
Ох, брат сестру
Двору кличет.
Двору кличет,
Загубить хочет…
Превращение в растение предстает в ряде купальских песен на эту тему как единственно возможная форма наказания брата с сестрой, вступивших в инцестуальную связь: их не принимают в монастырь, их не трогают в лесу дикие звери, они не могут утонуть…
Ай, пайдзём мы у цемны лес,
А скiнемся травою,
Што брахнейка з сястрою…
На брахнейку жоуты цвет.
На сястрыцы сiненькi …
Будуць дзеукi краскi рваць,
Брата з сястрою памiнаць —
Гэта тая травiца,
Што брахнейка и сястрыца…
Считается, что популярность инцестуальных мотивов в купальских песнях связана с обычаем сексуальной свободы в эту ночь, когда были возможны и ненаказуемы интимные связи между близкими родственниками.
В отличие от приведенной выше песни, в энциклопедии "Русская мифология" сообщается, что чаще встречался купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить сестру-соблазнительницу. В другой песне тоже делается акцент на то, что инициатива совращения принадлежит сестре:
Ходит коник
Вороненький.
На том коне
Иван сидит,
За ним Марья
Вдогон бежит.
"Постой, Иван,
Скажу нечто.
Тебя люблю,
С тобой пойду.
Загадаю
Три загадки.
Что растет
Без кореня?
А что горит
Без полымя?
А что бежит
Без повода?…
Разгадывание загадок (отгадки в данном случае — камень, сажа, вода) в сказочных текстах часто используется для испытания перед вступлением в брак (мотивы, где жених и невеста обмениваются загадками, дают друг другу невыполнимые поручения).
Читайте также: Мара-Марена: проводы снежной королевы
Есть версия, что легенда восходит к мифу о ритуальном священном браке Купалы и его сестры Костромы, она же Марья Моревна (брат ассоциируется в данном случае с жизнью и огнем, сестра — с водой и смертью, см. имя божества смерти у славян: Мара, Марена, Морена).
При таком бэкграунде неудивительно, что иван-да-марья используется в любовной магии. На Аграфену-купальницу было принято вплетать цветок в венки, которые девушки бросали в воду, гадая о своей судьбе: прибьет к берегу — в этом году хозяйка венка останется в девках; уплывет к другому берегу — к замужеству; утонет — к смерти.
Существует версия, что в эту ночь гадали на травах. Собирают 12 разных растений (среди них обязательно должны быть папоротник и чертополох), кладут на ночь под подушку, чтобы приснился суженый. При этом говорят: "Суженый-ряженый, приди в мой сад гулять!". Другой способ: в полночь набрать охапку травы и положить под подушку, а утром проверить — если набралась дюжина разных трав, значит, в этом году замуж идти.
Иван-да-марью в этот день приносили в дом большими охапками. Во время грозы сохраненную траву бросали в печь, чтобы уберечь дом от удара молнии. Еще цветы раскладывали по углам избы, чтобы избежать кражи. Считалось, что вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья: брат с сестрой будут говорить, а вору почудится, что хозяин с хозяйкой. Эту же траву считали помогающей от кашля и купали в ее отваре детей, чтобы они хорошо спали.
Вообще в народном представлении в этот день, как и на грядущего Купалу, травы были особенно целебны. Украинская пословица подтверждает: "На Горпину трави мають силу". Кроме иван-да-марьи и купальницы, в этот день собирали, по свидетельству Коринфского, "свороборинный цвет [шиповник], мятную траву, дягил" (запись 1650 года). Также обязательно следовало собрать коровяк, он же царский скипетр или медвежье ушко. и богатенку (мелколепестник едкий, erigeron acris), который в Белоруссии в старину называли "счастье". Девушки во время жатвы втыкали его за пояс, чтобы трава приносила удачу и скорость в работе.
Читайте также: Изгнать кикимор можно только сегодня
Но далеко не все травы, собираемые в этот день, были полезны или невинны — неслучайно этот день во многих местах называли "лютые коренья".
Некоторые растения, ассоциирующиеся с купальскими праздниками, связаны со стихией огня, купальских костров (на Волге в некоторых местах "купаленкой" даже называли костер в поле, на ночевке). В некоторых русских говорах "купальницей" называли лютик или гвоздику, то есть ярко-красные или ярко-желтые цветы. В Псковской, Курской, Тульской губерниях "купенью" или "купеной" называли ландыш, ярко-оранжевые плоды которого использовали в качестве румян. Наконец, "купальницей" могли называть и цветок папоротника."В день Агриппины-купальницы, — пишет А. Н. Афанасьев в "Мифологии Древней Руси", — крестьяне собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения в кучу, которая служит заменою горящего костра. Через эту кучу скачут сами и переводят рогатый скот, чтобы воспрепятствовать ведьмам, лешим, русалкам и нечистым духам доить у коров молоко".
Помимо сбора трав, на Аграфену-купальницу существовали и другие обычаи. Например, по всему северу России, и в особенности в Вологодской губернии, в старину в этот день заготовляли банные веники на целый год. А в Вятской и Орловской губерниях считали, что веники, заготовленные раньше этого срока, вредны, и от них будет чесаться тело. Так что женщины и девушки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки.
Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины и рябины.
Читайте также: Тепло апреля — от водяного до Хмеля
Это были ритуальные веники: одним из них парились в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывали через головы или бросали на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив).
Часто в банную печь бросали жгучую крапиву, чтобы вылечиться от болезней. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей. При этом особенное внимание уделялось старым больным, которых, по слабости, другие приносили в баню и здесь парили и натирали разными целебными травами.
За баней обыкновенно следовали угощения, в частности, так называемые обетные каши. Потом, с полудня Аграфены Купальницы, начинались общие увеселения, которые совершались с особыми хороводами и продолжались до глубокой ночи. Ближе к вечеру уже начинались собственно купальские празднества. Перед собиранием хлеба Аграфене Купальнице приносили жертву и с этого времени начинали купаться в реках.
Также в этот день водили умывать детей на родники (студенцы). При этом с собой брали старую одежду и медные деньги. Деньги бросали в родник, а одежду дарили нищим (можно предположить, что и монетки доставались в итоге им же).
В Костромской губернии девицы собирались у одной из подруг "толокчи в ступе ячмень", из которого на другой день варили кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. В некоторых губерниях такую кашу варили в поле или обходили поле с этой кашей. Потом брали передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, считая, что она приносит здоровье.
В других местах устраивали "мирскую кашу" для нищих. Для них же специально топили бани. Часто кашу относили в этот день в тюрьмы и больницы. Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.
Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: "Умойте". В переводе на обычный язык это знают — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее…".
Таков день, предваряющий самую сказочную и таинственную ночь языческого календаря — ночь Ивана Купалы…