Как были потеряны Крест и Иерусалим

В 1187 году Западная Европа с ужасом узнала о новостях из Святой земли. 4 июля 1187 года армия христиан была разбита войсками Саладина в сражении при Хаттине, а предводители христиан были захвачены. Одна из наиболее драгоценных святынь христиан, Истинный Крест, была утеряна. Чтобы понять причины этой катастрофы, вернемся немного назад.

В середине 80-х годов XII века обстановка в Иерусалимском королевстве была неспокойной. Король Балдуин IV Прокаженный не имел прямого наследника мужского пола, и, когда он умер в марте 1185 года, то наиболее знатные синьоры среди франков разделились на две группы. Патриарх Иерусалимский и магистр ордена тамплиеров хотели, чтобы корона перешла сестре короля Сибилле и ее мужу Ги де Лузиньяну. Другие же настаивали, что власть должна принадлежать другой сестре Изабелле, чьим мужем был Омфруа де Торон. Корону получил Ги, однако многие осуждали этот выбор, поскольку этот король не обладал ни талантом полководца, ни качествами, необходимыми монарху. Рассказывают, что родной брат новоиспеченного короля, узнав об исходе спора за Иерусалимское королевство, воскликнул: "Ну и ну! Уж если этого утвердили царем, то меня следовало бы сделать Богом!".

Если Латинская Сирия была раздираема противоречиями, то у арабов как раз в это время к власти пришел один из наиболее знаменитых султанов — Юсуф ибн Айюб Салах ад-Дин, которого в Европе знали под именем Саладина. До Пасхи 1187 между мусульманами и христианами было установлено перемирие, которое, впрочем, нарушалось и теми, и другими. Например, Рено Шатийонский периодически устраивал набеги на караваны, нанося немалый урон как мусульманским, так и христианским купцам.

В одном из пострадавших караванов находилась мать Саладина, и этот инцидент обострил отношения между христианами и мусульманами. Кроме того, небольшое войско арабов в Галилее напало на отряд из 500 рыцарей. Между прочим, эти мусульмане шли на помощь одному из христианских князей, Раймунду Триполийскому, который попросил подмоги у Саладина. Впрочем, Раймунд скоро снова изменил свою позицию и поклялся в дружбе королю Ги. Но было уже поздно.

Читайте также: IV Крестовый поход: брат на брата

Весной армия Саладина, в которую входили уроженцы самых разных земель - турки и арабы, курды и египтяне, вступила в Галилею и подошла к Тивериаде. Войско же христиан, возглавляемая самим королем, собралась у Сефури, чтобы выступить против армии Саладина. Королю Ги удалось собрать примерно 20 тысяч человек, 2 тысячи из которых были рыцарями. Совет знатных князей колебался, как именно вести военные действия. Раймунд Триполийский настаивал, что необходимо дождаться Саладина у Сефури, где были в изобилии и вода, и продовольствие. Король сначала с ним согласился, но потом посчитал нужным послушаться совета магистра тамплиеров, который предлагал встретиться с врагом у Галилейского озера… Этот-то совет и согласие с ним короля и погубили христианское воинство.

Чтобы достичь места схватки, армия отправилась через безводную пустыню, воины страдали от жары и жажды. Кроме того, настроение войска омрачали слухи о том, что мусульманка-рабыня одного из воинов прокляла армию. После изматывающего пути по пустыне воины должны были пробираться узкими тропками к озеру. Однако все проходы были заняты воинами Саладина, которые осыпали христиан стрелами и не дали добраться до воды.

Армия христиан встала на ночлег 3 июля недалеко от Маресалии. На следующий день сражение возобновилось с еще большей яростью. Еще утром несколько знатных рыцарей перебежали к Саладину. Они рассказали о бедственном положении христиан и убеждали султана наступать как можно скорее. Пешие воины, измученные жаждой, не могли сражаться в полную силу. Без поддержки пехоты рыцари потеряли лошадей, которые были застрелены сарацинами. Кроме того, сарацины подожгли сухую траву, и море огня окутало армию христиан, которая расположилась на холме. Чаша весов окончательно склонилась на сторону Саладина.

Вечером второго дня в руки мусульман перешел Истинный Крест — величайшая христианская святыня, подлинный Крест Господень, найденный царицей Еленой при раскопках Голгофы. Несколько удачных вылазок рыцарей не смогли изменить ход битвы. Лишь отдельные бароны, в том числе Раймунд Триполийский, смогли прорваться сквозь армию врагов. Великое же множество христианских воинов, знатных и простых, были убиты или попали в плен.

Читайте также: Жанна д'Арк — героиня, мученица, святая…

Пленных было так много, что рыцаря можно было обменять на пару сапог. Самых же знатных Саладин принял в своем шатре. Султан учтиво обошелся с сирийскими князьями, Ги де Лузиньяну он даже предложил прохладительное питье. Однако, когда тот напился, Саладин не дал иерусалимскому королю передать кубок Рено Шатийонскому, на которого у мусульманского правителя был личный зуб за нападение на караван с его матерью. Султан пригрозил рыцарю, что убьет того, если он не примет веры Пророка. Рено отказался и вскоре был казнен.

На следующий же день Саладин приказал казнить всех госпитальеров и тамплиеров, пощадив лишь магистра ордена, возможно, из-за совета, который тот дал королю.

Разбив основные силы христиан, Саладин без особого труда завоевал почти все города, которые принадлежали франкам, включая Иерусалим. Святой город еще окажется под сенью Креста, однако могущество христиан в Сирии после поражения при Хаттине было подорвано навсегда.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"