О том, кого или что следует считать самым опасным и серьезным врагом христианства, в разные времена и разными людьми говорилось многое и, опять-таки, разное, благо кандидатов более чем достаточно. Христианству противостояло и язычество, и ереси, и популярные в свое время мыслители, и государства с самым разным идеологическим уклоном, и философские учения, и другие религии, и общественные деятели, и разномастные секты. Что характерно, всех этих врагов христианство либо благополучно пережило, либо переживет в ближайшем или не очень будущем.
Переживет, можете в этом не сомневаться - о том, что христианство изжило себя и вот-вот скончается совсем, говорят примерно столько же, сколько оно есть. Имеется, однако, враг, который жесточайшим образом борется с христианством с самого его зарождения, ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем никуда деваться не намеревается и вообще заставляет задуматься - как при таком свирепом противодействии Церковь протянула уже без малого две тысячи лет.
Речь, разумеется, идет о самих христианах.
Честное слово, сколько бы противники Церкви ни выстраивали сложные многоходовые комбинации действий, направляемых на подрыв ее авторитета, и сколько бы усилий к этому ни прилагали, им никогда не достичь даже малой доли того результата, которого сами христиане достигают с завидной легкостью и непринужденностью.
Причем проявляется это на всех уровнях, начиная с бытового общения и заканчивая совершаемыми во имя вящей славы Божьей делами.
Кто-нибудь объяснит мне, почему абсолютно разумный и адекватный во всех жизненных вопросах христианин, заводя речь о вере, вдруг принимает немыслимое слащаво-благочестиво-торжественное выражение лица, перестает говорить и начинает вещать; а в случае с письменной речью принимается щедро пересыпать текст прописными буквами, отправляя орфографию истерично рыдать в подушку? Я понимаю, когда так говорят представители какого-нибудь невнятного эзотерического культа - у них это обозначено в должностной инструкции - но христианину-то это зачем?
Читайте также: Как отличить веру от "ролевой игры"?
И пусть даже с содержанием речи все в порядке, она аргументированна, обоснованна и четко построена, но эта манера отбивает у слушателя желание не то что верить говорящему, но и вообще слушать, что он говорит. В самом деле, как можно всерьез относиться к человеку, который всеми силами убеждает слушателя, что он не то лицемерит, не то страдает каким-то интересным психозом, не то просто издевается? И ведь не лицемерит он, не болен и не издевается - он просто говорит так, как принято, как полагается. Содержание определяет манеру.
Кому-то может показаться, что манера речи - это наименьшая из наших проблем, в конце концов, какая разница, как говорится, главное - что говорится. Однако когда манера речи вызывает отвращение даже у тех, кто разделяет мнение говорящего, то что говорить о тех, кто его не разделяет? В его восприятии христианство очень скоро окажется неразрывно связано с тем, что он услышал в интонации.
Христианину, конечно, не обязательно нравиться нехристианам и рекламировать свою веру. Ему вполне достаточно говорить как нормальный человек на нормальную тему, а не как сумасшедший о своей навязчивой идее.
Читайте также: Исчезнет ли вера у человечества?
И ладно бы дело было только в манере речи.
Почему и отдельные люди, и целые сообщества считают своей святой обязанностью вести себя так, чтобы максимально нелепым образом дискредитировать христианство в целом? То публично жгут на костре книжки Дэна Брауна (спасибо за бесплатную рекламу и скупку тиража, ребята!), то используют Лох-Несское чудовище в качестве опровержения теории эволюции, то с пеной у рта отстаивают чудесное и происходящее строго по расписанию возгорание Благодатного Огня, то делают еще что-нибудь столь же удручающе нелепое, при этом в полной уверенности, что оказывают христианству ценную услугу. Если бы желающих подобным образом подставляться не было так много, я вполне был бы готов поверить в то, что это - работа каких-то зловредных засланцев, денно и нощно подкапывающих авторитет Церкви.
Читайте также: Нужен ли священникам навык гостеприимства
Церковь давно пытается убедить мир в том, что идет в ногу со временем как во взглядах на устройство общества, так и в плане того, что не отрицает объективные научные истины и не считает их противоречащими своему учению. Однако нет-нет да и найдется деятель (и не один, а в компании), который будет настаивать на том, что мир был сотворен за календарные семь дней, испытывая гордость за свое нежелание принимать на веру научную бесовщину. Христианство стремится быть в добрых отношениях с другими вероучениями, однако всегда есть и были те, кто твердо уверен в злокозненности всех других религий и ущербности их последователей, причем никогда не постесняется им об этом сообщить.
А поскольку такие люди если не более многочисленны, то, по меньшей мере, гораздо более крикливы, именно они создают у окружающих впечатление о среднестатистическом христианине. Кого-то после этого удивляет, что к любому христианину нехристиане всегда склонны относиться с явным подозрением, заранее готовясь не принимать то, что он скажет, всерьез? Как можно говорить о том, что христианство не имеет никакого отношения к магизму и шаманству, если самолично знаешь человека, который заказал освящение своего магазина и получил удостоверяющий в этом сертификат (который, судя по всему, нужно предъявлять нечистой силе, буде она появится)?
Рядом со всем этим такие популярные пугала, как Крестовые походы или Святая инквизиция, положительно меркнут - в конечном итоге, люди с большей готовностью готовы испытывать симпатию к насилию, чем к глупости. То, что стоящий перед тобой христианин каким-то очень косвенным образом связан с тем, что его предшественники кого-то несколько сотен лет назад сожгли или зарубили - это даже немного романтично. Но то, что он косвенным образом связан с тем, что его современный безмозглый соратник выкинул какую-нибудь неимоверную глупость - не красит его никоим образом.
Читайте также: Кто расставляет антицерковные "сети"?
В Льюисовых «Письмах Баламута» опытный демон-искуситель, наставлявший своего начинающего коллегу, рекомендовал ему всеми силами привлекать внимание новообращенного к недостаткам и просто человеческим свойствам его знакомых христиан - мол, если вот этот вот человек, со всеми своими мелкими и крупными пороками, ходит в церковь, то что это говорит о Церкви?
Получается, что каждый христианин косвенно вынужден отвечать за все, что говорят и делают все остальные христиане, равно как и они вынуждены отвечать за то, что скажет или сделает он.
Поэтому огромная просьба христианина к христианам: говоря о своей вере, пожалуйста, не возводите очи горе, экономьте прописные буквы и вообще - ведите себя, как нормальный, адекватный, производительный член общества. А не как впечатлительный адепт культа Великого Ктулху.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"