В современном мире очень часто можно встретить людей, чье мировоззрение выражается словами: верующий, но не религиозный. Загадочная формулировка. Если ты веришь во что-то, твоя вера должна как-то отражаться на твоей жизни. Допустим, ты веришь в правила русского языка и поэтому пишешь не "коженный", а "кожаный", не "ростение", а "растение". Так и в религии: если ты веришь в Бога, ты не можешь не соблюдать то, что Он заповедал, или уж в крайнем случае, не можешь открыто не противопоставлять свое поведение Его заповедям (пример: сатанизм). Если же вера практически никак не влияет на жизнь, является ли она верой?
Наш мир красочный и удивительный. Достаточно заглянуть в энциклопедию по биологии и полистать, сколько существует видов бабочек (и, соответственно, гусениц), чтобы понять, насколько мир разнообразен даже в деталях. А человек, как замечает М. Веллер, "переделывает то, что есть, создавая все более сложные материальные структуры посредством своей центральной нервной системы в первую очередь, ну, а потом уже рабочих манипуляторов типа рук", то есть, еще больше его усложняет.
Разнообразие мира радует, притягивает и восхищает. В то же время, оно рождает сложности. Многие вещи, чудесные и заманчивые, несовместимы в силу тех или иных обстоятельств. Это рождает необходимость выбора. Либо позавтракать яичницей, либо кофе с круассаном. Либо жить в Нью-Йорке, либо в Умбрии. Несовместимые и по-своему привлекательные вещи. И человек выбирает.
Для того чтобы что-то выбрать, разумеется, необходимо определенное знание предмета. Если вы всегда знали об Африке только то, что "в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы", то вряд ли вы будете мечтать побывать на этом континенте. Но если вы слегка изучите историю Древнего мира, то вполне вероятно, что неумолимо потянет окунуться в загадки этих мест, посмотреть на великие пирамиды и на священный Нил.
Однако есть и обратная связь. Можно вешать у себя в доме буддийские колокольчики, но при этом нисколько не соглашаться следовать учению Будды и мечтать о небытии. Частичное знание опаснее незнания именно из-за возможности ошибиться в выборе, выбрать не то, что на самом деле хочешь.
Читайте также: "Молдавия: "европейские ценности" взамен веры
Выбор религии — это самый важный выбор, который может и должен сделать каждый человек. От мировоззрения зависит все остальное, от мировосприятия зависит каждый поступок, каждая оценка действительности, каждая мысль. Иногда человек не выбирает, просто плывет по течению — однако это тоже выбор.
Выбор религии — вещь, на первый взгляд, довольно простая. Сначала человек осознает, как он смотрит на этот мир, что он по этому поводу думает, во что верит, а во что нет. Потом оглядывается вокруг и пытается найти единомышленников. Чаще всего он их находит. Кто-то уже что-то такое думал. А потом человек знакомится с огромным опытом найденных единоверцев, живших и мысливших ранее. Тут-то и начинаются сложности.
Жившие ранее могли думать и понимать мир не совсем так, как этот новый человек. Чуть-чуть иначе — но это небольшое отличие оставило отпечаток на религиозном течение в целом. Человек бы и рад принять это в нагрузку к остальному, да не всегда может.
Вот и рад бы человек, осознавший себя христианином, католиком стать. И обряды у них красивые, и история героическая, и все правила и рекомендации христианской жизни в катехизисе расписаны. Да вот только католики Чистилище признают. А человек уверен, что ад и рай — это не места пребывания, а состояние души, что промежуточного состояния не бывает. Человек грустно вздыхает и оглядывается вокруг в поисках другой христианской религии, менее противоречащей его взглядам на реальность.
Смотрит на протестантов: прекрасно. И христиане, и Библиюможнои нужно читать и толковать, и чистилища не признают. Может, туда? И тут вдруг он спотыкается: так там, где ему так приглянулось, нет таинства исповеди. А как же без исповеди-то? Если грехи есть, а очиститься от них нельзя, как быть? Страшно! Нет, что-то, воля ваша, не нравится мне протестантизм, — думает человек и смотрит на православие. И чистилища нет, и исповедь есть… только, вот же средневековье, в храм надо ходить с непокрытой головой, даже когда уши мерзнут (или женский вариант: в платочке, даже когда жара сорокаградусная!). И у каждого священника мнение свое, разве разберешь, какое у них тут официальное…
Читайте также: Исчезнет ли вера у человечества?
Покряхтит человек, подумает, что ему важнее: платочек или исповедь — и выбирает то, что меньше противоречит его взглядам на жизнь. Однако так бывает не всегда. Это наилучший вариант, когда человек честен сам с собой. Бывают же случаи, когда люди просто не задумываются над мелочами, пользуясь чужим мнением и принимая все детали религии, подстраиваясь под нее — не важно, являются ли детали обязательными или исключительно остаточными явлениями традиции. Примеры подобного "прогибания под изменчивый мир" можно встретить в рассказе евангелистов. Марк повествует: "Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. (Мк 7:4)
Зачем это наблюдение за омовением домашней утвари — непонятно. Но согласно преданию старцев, так надо делать!
А на яблочный Спас, знаете, принято яблоки святить. Ну так почему бы нам, русским-православным, по традиции наших дедов не сходить на Спас в храм, не освятить яблочки? А на Крещенье — водичку!
Или. Я, в общем-то, не очень христианин, про Христа слышал, интересная история, да… но, вы знаете, у католиков такие красивые храмы, такие потрясающие обряды! Так орган красиво играет! Поэтому католиком быть прикольно. Или. Я не читала Коран и не знаю, что там за Мухаммед, но я люблю Салахаддина, и потом, в исламе такое трепетное отношение к женщине!
Или. Я не верю ни в бога, ни в черта, но пацаны с моего двора, которые слушают такой прикольный музон, говорят, что они сатанисты. Зовут на свою черную мессу…
Я этого не понимаю, не знаю, зачем это, но почему бы не поиграть, в конце концов?
Читайте также: Бери от жизни все… и не проси большего
А дальше жизнь превращается в ролевую игру. Человек производит какие-то действия, притворяясь, что он понимает их необходимость, делая вид, что все это — его собственные убеждения, тем самым он врет не столько другим, сколько самому себе. Потому что если тебе просто нравится пойти с куличами в храм в Великую субботу, чтобы батюшка побрызгал на них водой, это еще не повод называть себя православным, как если тебе латынь нравится больше церковнославянского, ты еще не католик.
Такие ролевые игры не приводят ни к чему хорошему. Россия до 1917 года была православной страной, да. Но сколько в ней было православных? Боюсь, не больше 10 процентов. Остальные же просто жили в стиле a la Pravoslaviye, даже не потому, что им этого хотелось, а просто — так было принято.
Для того, чтобы стать христианином, настоящим христианином, не достаточно родиться в нужной стране в нужной семье. Чтобы по-настоящему поверить в Христа, нужно с Ним встретиться. Иначе возникает резонный протест: пусть даже Человек, основавший христианство, был очень мудр и добр, но это еще не повод Его любить. В чем-то слова очень логичные, тяжело оспариваемые. Сложно полюбить того, кого ни разу не встречал, о ком знаешь только по рассказам других, пусть даже и восторженным.
В жизни каждого осознанного христианина есть точка отсчета, точка встречи. Некоторые, подобно праотцу Аврааму, буквально в одночасье были сражены откровением, а кто-то так медленно и неуверенно подходил, что и сам не сможет вспомнить, а когда же именно была она, Встреча. Но главное, что она была. Единожды пережив этот опыт, человек может охладеть, потерять трепетное чувство реальности Бога. Это называется "окамененное сердце" или попросту молитва в потолок. Путь христианина заключается в том, чтобы быть верным этой первой, а также последующим Встречам, не забыть того, что узнал и увидел, и, в конце концов, оправдать доверие. Потому что раз тебе дали не один талант, а пять, значит, и ожидают немалого.
Читайте также: Нужен ли священникам навык гостеприимства
Игра в религию отличается от верности Встрече, хотя, на первый взгляд, может показаться, что это одно и то же. Самое очевидное различие заключается в том, что играть проще. Выбирающий игру — это человек, не особо задумывающийся о целях и последствиях. Ему просто нравится. А когда надоест одна игра, он выберет другую. Проблем-то. Но тот, кто относится к своей вере серьезно, вряд ли сможет так легко изменить самому себе. Нужны какие-то очень сильные доводы, неслабая мотивация, чтобы он переменил свою веру.
Простого: "Бог мне не помогает, я до сих пор не миллионер" — здесь недостаточно. Человек, потерявший живое ощущение присутствия Бога, в отличие от играющего собрата, мучается в поисках, пытается понять: а было ли в его жизни то самое живое присутствие или оно только показалось? И в таком случае, не стоит ли отказаться от лицемерия, перестать выполнять те или иные ритуалы? Играющий человек об этом просто не задумается. Дело не в том, что он не честен сам с собой. Он просто не считает нужным и важным переживания на подобные темы.
Интересно, что в игры иногда играют не только отдельные люди, но и целые страны. Ярким примером являются Соединенные Штаты Америки, сумевшие превратить насквозь христианские, религиозные праздники — в светские. Сделать Рождество, светлый и просто до ниточки религиозный день, домашним семейным поводом для чаепитий. Честнее поступила советская власть, введя взамен Рождеству Новый год. А чего стоит превращение Дня Благодарения в День Индюшки! Вот уж воистину ролевые мастера постарались.
Та же самая проблема: мы не верим, но хотим немножко поиграть.
Можно спросить: а проблема-то в чем? Ну, нравится людям играть, не мешают же они окружающим! Оставьте их в покое, пусть играют. И тут-то выясняется, что проблема все-таки есть.
— Вчера такая фифа расфуфыренная в храм пришла: без платка, в юбке короче колена, конечно, я ее выгнала!
— Вы, католики, перед всем миром виноваты: и инквизиция, и крестовые походы кровопролитные ради грабежей!
— А протестанты на самом деле зачем отделились? Конечно, чтобы объявить монастыри ерундой и отобрать богатые монастырские имения!
И так далее.
Получается, что о десяти процентах принято судить по оставшимся девяноста. Один священник на служебной дорогой машине затмевает десятки искренних работяг, живущих в далеких селах и строящих на пожертвования храмы. Хотевших чихать на Гроб Господень обнищавших рыцарей, отправившихся пограбить, считают классическими представителями католичества и так далее.
Так и выходит, что ролевые игры в религию, на первый взгляд, безобидные, являются очень серьезной проблемой человечества. Решить ее, скорее всего, невозможно, но принимать во внимание необходимо — всегда.
Тогда гораздо проще будет вовремя вспоминать тихое, но твёрдое: "Не осуди".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"