Христиане и мусульмане России отправляются в "марш мира" — путешествие из Казани в Мекку. Люди двух религий пройдут и проедут по РФ и странам Ближнего Востока, чтобы показать пример доброго соседства. Имеет ли смысл такое выступление — или это всего лишь "потемкинские деревни" призрачного религиозного мира среди кровавой реальности?
То, что сейчас творится в плане межрелигиозных отношений на Ближнем Востоке, нельзя назвать иначе, как антихристианские гонения. Дня не проходит без новостей о том, как в Иране, Ираке, Тунисе, Ливии, Египте замучили, убили, изувечили христиан. Наудачу открываешь колонку международных новостей — а там как на подбор.
"Исламисты терроризируют христиан в Пакистане. Их бьют, похищают, требуют выкуп". "В Иране арестовали новообращенного христианина". "В Нигерии радикальные мусульмане взорвали христианские храмы". "В Египте исламистами убита целая христианская семья".
Прямо сейчас, пока Европа ласкается с приехавшими на ПМЖ "беженцами"-мусульманами, на Ближнем Востоке Церковь обретает новых мучеников — день за днем к их числу прибавляются забитые, взорванные, сожженные за имя Христово. С древних времен Церковь не горевала, а радовалась о тех, кто заслужил своей смертью мученический венец и стал новым свидетелем веры в Христа. Но мороз дерет по коже от мысли, что за пределами внешне благополучного и даже условно-христианского мира существуют самые настоящие гонения, которым никто особо не препятствует. Действительно, подумаешь, какие-то христиане, чай, не столпы демократии — не стоят они того, чтобы ради них пальцем шевельнуть.
Читайте также: Святая София меняет крест на полумесяц
Но могут ли христиане и мусульмане жить бок о бок, так, что первые не стали бы жертвами вторых? Этим вопросом деятельно задались в России. Именно отсюда, из Казани, в минувшую субботу стартовал необычный "Марш мира". Его участники, христиане и мусульмане, вместе пройдут и проедут по семи странам, чтобы наглядно продемонстрировать: можно быть рядом, не враждуя.
Начавшись в Казани, "Марш мира и согласия" пройдет через Волгоград, Астрахань, Грозный, Магас, Владикавказ, Батуми, Стамбул и Анкару в Амман, а далее его участники на автобусах поедут в Иерусалим и Мекку.
"Мы подошли к первому в истории мира Маршу мира и согласия христиан и мусульман через Казань в Амман, Иерусалим и Мекку. Самая главная наша задача — создать прецедент межрелигиозного марша. На сегодняшний день современная история не знает такого длительного марша евразийского формата", — рассказал исполнительный директор комитета международного марша мира и согласия мусульман и христиан "Тарик аль-Кадыр" Руслан Абдуллин на круглом столе в Московском доме национальностей.
Читайте также: Сирия: христианство под прицелом
Пешая часть марша начнется шестого июля, в Грозном. Всего "марширующие" проделают порядка шести тысяч километров. Целью мероприятия организаторы объявили "призыв к миру, развитие международного паломнического туризма по современным стандартам", а также сближение культур и укрепление "союза мусульманского и христианского миров на принципах согласия и взаимоуважения".
Слова звучат прекрасно. Не менее прекрасно и то, что организаторы не стремятся сделать из мероприятия умилительное уси-пуси под названием "все религии равны и неотличимы". "Никакое смешение молитв в принципе непозволительно, это невозможно по сути своей… Когда православные будут читать свои утренние и вечерние молитвы, остальные будут вести себя тихо, с уважением, не мешая друг другу. Мусульмане будут читать намаз на рассвете, во время обеденного отдыха и вечером. Самое главное — это толерантное и терпимое отношение к другим религиям", — специально уточнил по этому поводу Абдуллин. Звучит восхитительно.
Будет ли от этого толк?
Заставляет задуматься то, что Русская Православная Церковь "одобрительно, но сдержанно" отнеслась к акции. Безоговорочно мероприятие поддержала лишь исламская сторона — Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман европейской и азиатской части России, Духовное управление мусульман Чеченской республики, Духовное управление мусульман Ингушетии, Духовное управление мусульман Татарстана. Хотя, казалось бы, "Марш мира" проводится в интересах христиан — это их режут, взрывают и сжигают.
Читайте также: Россия — спасительница гонимых христиан
Но вот, например, протоиерей Всеволод Чаплин, отписавшийся касательно акции, отметил, что Церковь обеспокоена беспокойной политической обстановкой на Ближнем Востоке. К словам Чаплина сложно не прислушаться: Марш Мира и впрямь пройдет по далеко не мирной земле. Пусть даже страны, через которые проследуют участники, и не подвергаются прямому военному насилию, там все равно слышны отзвуки событий, творящихся в близлежащих Сирии, Египте, Ливии, Ираке…
На фоне того, что происходит сейчас в этих странах и какие силы приходят в них к власти, благожелательный призыв "ребята, давайте жить дружно" звучит… как бы это помягче выразиться. Наивно. Немного по-детски. Не так, чтобы быть услышанным.
Страны-оборотни — так можно назвать государства, еще недавно радовавшие взгляд дружелюбием и мирностью. Тунис, Ливия, Египет словно по мановению чьей-то недоброй руки, скидывают маски и обнажают рожи радикального исламизма. Судя по тому, что на них не сыпятся бомбы, а Запад всячески пытается наладить с ними отношения — там все в порядке, все идет, как задумано. На этом фоне никакой "Марш мира" ничего не изменит — ибо он печально расходится по своим целям и понятиям с чаяниями "цивилизованного" общества, подсобившего африканским государствам встать на рельсы "демократического пути". Рельсы те, по всей видимости, следует время от времени обильно смазывать кровью.
Читайте также: Восток заливают христианской кровью
Хочется пожелать удачи участникам "Марша" — дай Бог, чтобы они благополучно дошли до своей цели (хотя и не очень понятно, зачем, скажем, идущим христианам Мекка, и пустят ли их туда вообще, учитывая, что туда и мусульман-то не всех пускают) и вернулись обратно живыми и невредимыми. Но поверить в то, что акция растопит суровые сердца радикальных исламистов, заставит их пересмотреть свои взгляды и научит толерантности — невоможно. Джинн антихристианских гонений, до недавнего времени кое-как сдерживаемый властями ближневосточных стран, наконец-то, вылетел из бутылки. Лезть обратно он не захочет.