Отец Владимир Вигилянский много лет возглавлял пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Но в самый разгар антицерковной кампании он вдруг оставил свое место и отправился… в деревню Зайцево, где стал духовником местной гимназии. Почему из главы патриаршей пресс-службы он превратился в деревенского батюшку? Рассказывает сам отец Владимир.
— О. Владимир, вы с 2005 года возглавляли сначала пресс-службу Московской Патриархии, потом пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Чем вы занимались на этом посту? Какие самые яркие моменты в вашей деятельности можете припомнить?
— В Московской Патриархии на тот момент вообще не было пресс-службы, поэтому мы сначала создали ее, начав с сайта "Патриархия.Ру", который освещает жизнь Церкви: деятельность патриарха, Синода, архиерейские соборы и т. д. Мы занимались информационным сопровождением важных церковных событий, связями со СМИ, налаживанием информационной политики Церкви.
После того, как скончался патриарх Алексий II, патриарх Кирилл изменил работу службы. Мы стали не пресс-службой Патриархии, а пресс-службой патриарха и делали все то же самое, но только связанное с деятельностью патриарха. Это в двух словах — на самом деле все намного сложнее. Одна из наших задач состояла в том, чтобы сделать Церковь абсолютно прозрачной и открытой для общества и верующих. По сравнению с другими корпорациями, религиозными и нерелигиозными, политическими или каноническими, наша может дать фору многим: ни одна религиозная организация, ни одна православная церковь настолько не открыта для общества, как наша. То, что делается в Церкви, абсолютно открыто, никаких тайных совещаний или тайных действий Патриарха нет, и мы это постарались показать.
Может быть, есть какие-то недостатки, но если сравнивать с другими организациями, с Ватиканом, иудеями, мусульманами, старообрядцами, ничего похожего у них вы не найдете. Это была одна из главных моих задач, поддержанная церковным руководством. Все свои знания и умения я отдал этой работе.
— А почему вы ушли с этого поста?
— Я рукополагался и стал священником очень поздно, в 45 лет, не для того, чтобы заниматься этой деятельностью. Пастырская деятельность намного важнее и выше для меня, чем-то, чем я занимался раньше. Я посчитал, что на этом месте я выполнил свою задачу, и попросился уйти на богослужебную и иную деятельность. Патриарх не хотел меня отпускать, он полагал, что я на своем месте, но моя настойчивость оказалась решительной, и он меня отпустил. Никаких конспирологических моментов в моей отставке нет.
Читайте также: Кто сел в "Серебряную калошу"?
— Некоторые СМИ пишут, что ваша отставка была связана с тем, что ваше ведомство не смогло грамотно ответить на выпады против патриарха Кирилла.
— Все это глупости, у нас же сами знаете, что происходит: люди верят только тому, что сами считают верным, а то, что говорят главные персонажи действий, им не интересно.
— Блогер Андрей Кострюков, знакомый с вами лично, написал о вашем назначении настоятелем храма Василия Великого в Зайцево следующее: "Не знаю, что собой представляет деревня Зайцево. Но место духовника деревенской гимназии — это не уровень о. Владимира. Либо интеллигентные батюшки теперь не востребованы, либо о. Владимир настолько устал от официоза, что сам отказался от более престижного места и предпочел убежать "в деревню, в глушь". Как вы можете прокомментировать подобные высказывания?
— Это досужее пустословие и словоблудие: он не прав уже когда пишет "деревня Зайцево". Зайцево — это село, даже поселок, но не в этом дело. А дело в том, что туда переезжает гимназия Василия Великого, которая существует уже несколько лет на Рублевке. В этой гимназии будут учиться 400 детей, там будет детский сад, в эту гимназию возят детей из Москвы и Подмосковья.
Каждый священник должен построить хотя бы один храм, а возможность его построить — это большой дар. Храм в Зайцево еще не построен и даже не заложен, поэтому я в ближайшие годы буду служить в храме святой Татьяны, там, где я служил, и параллельно с этим — строить этот храм. Также я назначен Патриархом духовником этой гимназии, в моем ведении будет большое количество молодых людей от младшего дошкольного до старшего школьного возраста. Это большая ответственность, новая работа, новое служение. Любой человек должен жить по принципу "возделывай свой сад и делай это ответственно перед людьми и перед Богом".
Построить приличное общество можно, только если каждый будет что-то делать на своем месте с сердечной отдачей — плохих мест вообще нет. Если бы меня назначили настоятелем храма в далекое село, это тоже было бы большим делом, а вовсе не унижением для заслуженного и опытногосвященнослужителя. Я несогласен с этим блоггером — не лучше ли спросить об этом у главных действующих лиц, например, у меня? Но я остаюсь в Москве в храме Татьяны, в котором я служу уже 17 лет, пока не будет построен храм в Зайцево.
Читайте также: Религия рабов или религия свободы?
— На днях в издательстве "Русский дом" вышла ваша новая книга "Что это было". Что вас подвигло написать эту книгу? Нашли ли вы ответ на главный вопрос этой книги — что это было?
— Я надеюсь, что я ответил на этот главный вопрос. Я написал эту книгу потому, что многие люди, в том числе верующие и церковные, были соблазнены весенней информационной атакой на Церковь, нападками на нее в духе "скандалы, интриги, расследования". За всю историю Церковь претерпела множество таких атак, и я попытался разобраться и приложить евангельские события к процессам, которые мы видим и в которых участвуем. Самого Христа обвинили, оклеветали, он претерпел три суда. На судах выступали лжесвидетели, потом "демократичным" способом было вынесено решение о Его наказании — словом, был плебисцит, и человечество в лице еврейского народа казнило своего Создателя и Спасителя.
По этой схеме происходили и происходят гонения на христиан: та же клевета, лжесвидетельство, неправедный суд, как бы правовые, демократически вынесенные решения о наказании Церкви и ее представителей. Так было и в римскую эпоху, и во времена нашествия иноплеменных, и в революцию 1917 года. Так происходит и сегодня. Тогда были элиты и моральные судьи — и сейчас есть элиты и моральные судьи, тогда была клевета -и сегодня происходила клевета, тогда была ненависть ко Христу и к Его ученикам — и сегодня есть ненависть ко Христу и к Его ученикам. И желание расправиться с Церковью Христовой и с Ее учениками.
Это предостережение не людям, которые этим занимаются, а христианам — чтобы они поняли, на какой они стороне, в чем участвуют, с тем, чтобы они были готовы решить свою собственную проблему: вместе с гонителями они или вместе со Христом. Это главная цель моей книги. На конкретных примерах и действиях, статьях, выступлениях я попытался показать эту схему. Мне кажется, что я ответил на этот вопрос, хотя в книге много спорных утверждений и аналогий. Я надеюсь, что они разбередят сознание, ум и сердце людей, которые в этом участвовали или были соблазнены. Сейчас, как и раньше, элиты продолжают манипулировать сознанием людей, и я хотел показать приемы пропаганды тоталитарного мышления, основанной на клевете и на лжи…
Читайте также: Вигилянский: враги Церкви ниже плинтуса
— Вы считаете, что верующим, чаще всего не знакомым с приемами и методами ведения информационных войн, стоит ознакомиться с этими приемами?
— Безусловно. Я считаю себя специалистом в этой области, потому что сам работал в демократической печати и очень хорошо знаю эти приемы. Я пять лет преподавал студентам на факультете церковной журналистики РПУ, мы эти приемы разбирали на конкретных примерах во время информационных войн 90-х и начала 2000-х годов. Я хорошо знаю этот материал и попытался донести до людей, что нужно подвергать сомнению все слова, которые звучат в публичном пространстве, и как это делается.
— Почему же Церкви в итоге удается выигрывать все информационные войны?
— Кто в итоге выиграл: предатель Иуда или Иисус Христос? Истина совершенна и непобедима. На время людей можно обмануть, но проходят годы, и всегда истина торжествует, и где сейчас гонители? Церковь выигрывает, потому что опирается на Истину, а Истина для нас это Христос. Поэтому все духи злобы Поднебесной, говорит апостол Павел, оказываются в конечном счете низвергнутыми. Воевать с Церковью и с христианами — это плевать против ветра: плевок окажется на лице того, кто плюнул. С этой точки зрения Церковь всегда выигрывает информационные войны.
Вы не представляете, какая была информационная атака, когда строился Храм Христа Спасителя! Да она и до сих пор длится. Когда-то, когда взрывали Храм Христа Спасителя, Лазарь Каганович сказал: "Поднимем подол России". Это был кощунственный акт, и те, кто писал, что в Храм Христа Спасителя никто не будет ходить, очень сильно ошибались. Сейчас мы видим, что по праздникам этот храм не может вместить всех желающих. Ну и где те, кто кричали, что не надо строить этот храм?! А храм, главный собор России, существует, там возносятся молитвы.
Что касается клеветы на Патриарха, могу привести в пример фразу одной верующей женщины: "Если враги патриарха смогли накопать только два факта: первый — что он носит какие-то часы, которые ему подарили на юбилей и второй — что его квартирой пользуются родственники и что ее испортили соседи, и больше за всю его 65-летнюю жизнь ничего, то патриарх — святой человек". Люди, поразмыслив и подумав, видят, что все эти атаки — пустышки и мыльные пузыри, которые лопаются, не оставляя следа…
Читайте также: ПоходнаЦерковь — происки сатаны?
— Будут ли информационные атаки повторяться?
— Противостояние религии и идеологии вечно. Идеологии могут меняться, быть коммунистическими, либеральными, фашистскими, а религия остается одной и той же. Это две разных ментальности, и любая идеология в конце концов будет бороться с религией. Человек без царя в голове и без Бога в сердце всегда будет противиться религиозному сознанию. Ведь главная цель всех европейских революций, в том числе и нашей — это уничтожение религии, Церкви и религиозного сознания, попытка поставить себя и свою идеологию на место Бога. А методы одни и те же: ложь, клевета, насмехательство, желание крови, истребление. "Раздавить гадину" — так сказал о церкви Вальтер. Это вот "раздавить гадину" — лейтмотив всей этой борьбы. Церковным людям нужно понимать это и спокойно к этому относиться. Тогда можно понять явление, назвать его точным именем, и все встанет на свои места.
— А "оранжевые революции" тоже борятся с религией?
— Конечно, потому что это тоже идеология, идеологический дискурс. Все эти революции строятся по одному сценарию: бизнес-элиты манипулируют интеллигенцией, левыми группами, тем или иным классом. Они всегда в стороне, но они рвутся к власти, выступают от имени народа, орут: "Мы здесь власть и народ", только вывески меняются. И все эти революции происходят по одной схеме: обман, манипуляция сознанием, создание фантомов, врагов против которых нужно бороться, какой бы краской — оранжевой, коричневой, красной, желто-голубой — они не окрашивались.
Читайте также: Церкви объявлена открытая война?
— Чем Церковь так мешает этим людям?
— Церковь — это моральный авторитет для многих, а им, прежде всего, нужно дискредитировать любой авторитет, чтобы самим стать им. Посмотрите, как они травили Чулпан Хаматову! Они выступают за свободу слова, но никакой свободы мнений они не предусматривают: все должны быть подстрижены под одну гребенку, все должны думать так, как они, а если народ думает не так, то надо народ изменить. Они — маленькая крикливая кучка людей, не отражающая интересы всего населения.
А религия — монолитная вещь, религиозное сознание аполитично. Его не так просто обмануть, потому что в нем есть иерархичное четкое представление о добре и зле. Поэтому им нужно убрать людей с религиозным сознанием, заключить их в гетто, нацепить на них значки. С точки зрения здравого смысла это глупо, особенно в России. Поэтому нет ничего глупее, чем воевать с Церковью в нашей стране, с нашей ментальностью.
Православные люди аполитичны, но атака на Церковь многих заставила пойти и проголосовать, может, и не за Путина, но против той силы, которая себя противопоставляет Путину. Таким образом противники Путина прибавили ему 10 процентов голосов. И это глупо. Они не просто агрессивные и тоталитарно мыслящие люди, но еще очень глупые, нерасчетливые, не умеющие думать на три хода вперед.
— Хотя один из лидеров этого движения — ведущий шахматист мира…
— Выясняется, что в социальных шахматных партиях он оказался совершенно бездарным игроком, ниже детского разряда. Они всеми способами стараются, усугубить смуту, столкнуть всех со всеми. Смута — это питательная среда для подобного рода действий, поэтому я много цитирую в моей книге "Бесов" Достоевского. Задача бесов Достоевского, — привести Россию к смуте. Достоевский описал смуту 70-х годов XIX столетия, этот мятеж был реализован через 40 лет после написания "Бесов".
Читайте также: Сребролюбие или дар любящих?
— Но сейчас это называется не смутой, а гражданским неповиновением, очень хорошо описанным в книге Джина Шарпа.
— Но это тоже смута. Те, кто устраивают смуту, живут по принципу "чем хуже, тем лучше" или "пора валить из России". Поэтому что про них рассуждать!
— В вашей книге есть свидетельство о встрече патриарха Кирилла и посла CША Майкла Макфолла, которой вы были свидетелем.
— Этой записью я хотел пошутить над критиками Церкви, которые обвиняют ее в смычке с государством. Это была шуточная запись, и подобная критика разбивается этим шуточным рассуждением. Патриарх встречается с огромным количеством людей, в том числе, по просьбе Майкла Макфолла — с ним самим. Если следовать логике критиков Церкви, то можно обвинить патриарха и в смычке с Госдепом.
Новая книга о. Владимира Вигилянского уже в продаже. Ее можно приобрести в книжном магазине Сретенского монастыря.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"