Уже без малого два месяца под обвинением в оскорблении религиозных чувств ходят девушки из Pussy Riot, устроившие "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя. А Филипп Киркоров возмутил чувства верующих тем, что на крестинах своей дочери, рожденной суррогатной матерью, произнес тост с амвона, стоя спиной к открытым Царским вратам. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку?
Что такое оскорбление религиозных чувств? Где проходит тонкая и зыбкая грань между дозволенным и недозволенным? Един ли "закон об оскорблении" для простых смертных и для тех, чье имя то и дело звучит по телевизору? Этими вопросами задались в Вербное воскресение прихожане московского храма Ильи Пророка, в просторечии — Илии Обыденного (по названию переулка), когда пришли днем в церковь и… поцеловались с замком.
После праздничной литургии храм внезапно закрылся до вечера "в связи с проведением технических мероприятий по подготовке к Пасхе", как было туманно указано на его вратах. Позже выяснилось, что это был эвфемизм для крестин Аллы-Виктории, дочки поп-певца Филиппа Киркорова, выношенной и рожденной суррогатной матерью. Событие радостное, но какое оно имеет отношение к подготовке Воскресения Христова?
На крестины в храм Ильи Пророка съехался весь "бомонд": певицы Лолита и Ани Лорак, экс-супруга Киркорова Алла Пугачева с мужем Максимом Галкиным, чета Юдашкиных, Николай Басков и некоторые другие вип-персоны — например, экс-владелец Черкизовского рынка олигарх Тельман Исмаилов. В общем, самый цвет православия, властители дум и законодатели моральных мод. А крестным стал телеведущий Андрей Малахов.
Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?
Естественно, все прошло на самом высшем уровне. "Нас даже попросили специально продезинфицировать чашу для крещения медицинским раствором", — рассказывали позже в церкви. Что ни говори, не устаревает Оруэлл и его бессмертная заповедь скотного двора: все животные равны, но некоторые — равнее других. Интересно, а причащать девочку Филипп Бедросович не погнушается с общей лжицы — или потребует, чтобы и лжицу, и Чашу сперва протирали спиртом?
После крестин Аллы-Виктории счастливый отец произнес приветственное слово, стоя на амвоне спиной к открытым Царским вратам. По всей видимости, выступление поп-короля, известного своими скандальными, очень и очень далекими от православия выходками и воззрениями, нимало не напомнило настоятелю храма игумену Тимофею (Подобедову) прыжки и ужимки девиц из Pussy Riot, потому что он благодушно улыбался и не выражал ни малейшего желания спустить Киркорова на землю.
"Он улыбался вместе с ним. Думаю, можно было бы найти способ вежливо попросить певца не путать амвон и сцену и спуститься вниз, если он считает необходимым обратиться к своим гостям с каким-то словом. Хотя и это слово тоже, наверное, не было необходимо, потому что впереди еще было застолье, и все его гости имели возможность с ним поговорить", — написал у себя в ЖЖ по этому поводу отец Андрей Кураев.
Согласен с отцом Андреем и протоиерей Всеволод Чаплин. "Иногда миряне поднимаются на амвон — по особому благословению. Например, иногда достойнейшим мирянам на амвоне вручаются церковные награды. Некоторые миряне, например, студенты духовных школ произносят по благословению священника с амвона проповеди. Но этого господина на месте настоятеля храма я бы на амвон не приглашал", — сказал отец Всеволод.
Благодушие священника выглядело как минимум странно. И дело не только в том, что Киркоров толкнул речь, использовав амвон, как привычную сцену, а алтарь — как подобающий себе, прекрасному фон. Поп-певец радостно заявил, что собирается заделать Алле-Виктории еще и братика, причем тем же самым путем — суррогатного материнства. На этом моменте следует остановиться поподробнее.
Читайте также: Уход от бездуховности для галочки
"Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания", — ясно сказано в Основах социальной концепции Русской православной Церкви.
И вот представьте: поп-король с амвона счастливо вещает о том, что он нарушил и собирается еще раз нарушить церковный запрет, а перед ним стоит священник, игумен, и добродушно улыбается. И ведь нельзя сказать, что отец Тимофей не был в курсе, каким путем появилась на свет девочка — об этом написали все газеты и рассказали по каждому каналу. Но, как уточняет Кураев, священник в храме "разделяет восторг Киркорова и вразумляющего слова по поводу суррогатного материнства не говорит".
"Предполагаю, чтоприсовершении этого Крещения было нарушено решение Патриарха и нашей Церкви о том, что необходимо проводить предкрещальное собеседование с родителями. В данном случае, я думаю, что этих бесед не было, и вот почему: "Основами Социальной концепции РПЦ" суррогатное материнство церковью осуждается. Ребенок Киркорова появился на свет именно таким путем, и из этого не делалось семейной тайны. Ребеночек, разумеется, ни в чем не виноват и вполне мог быть крещен, но с так называемых родителей это никак не снимает очень серьезной ответственности, в том числе и церковной.
Читайте также: Pussy Riot — цинизм или вольница?
Если бы чрезвычайно уместные в этом случае предкрещальные беседы с родителями были бы проведены, я думаю, ни у так называемых родителей, ни у восприемников (крестной и одновременно суррогатной матери) настроение не было бы столь ликующим. И не было бы заверения Киркорова, что они и дальше пойдут таким путем в поисках второго ребенка. Речь священника. с которой он обращался, была какая-то странная. Поздравления не соответствовали сути происшедшего. По-хорошему, таких родителей надо не поздравлять, а налагать епитимью и отлучать от церкви на несколько лет", — решительно заявил отец Андрей.
Но вы можете себе представить, что Филиппа Киркорова извергнут из церковного общения, запретят причащаться (большая для него потеря, что и говорить!) и потребуют покаяния? Вы можете себе представить, чтобы священник сурово отчитал поп-короля, объявив ему, что "суррогат" в таких вопросах категорически запрещен?
Да в конце концов, в храме Илии Пророка собрались люди, которые, мягко скажем, нуждаются в священническом вразумлении, и не в поздравлениях, а в суровой проповеди. Но можно ли предположить, что кто-то сделает внушение Алле Пугачевой и Максиму Галкину? Или попеняет Филиппу — мол, нехорошо бить женщин и устраивать прочие безобразия? Кстати сказать, только вообразите себе, какое прекрасное православное воспитание получит девочка! Остается лишь пожелать сил, терпения и успеха ее ангелу-хранителю, полученному при Крещении (которое, безусловно, полностью действительно и только на пользу малышке).
"У людей возникает ощущение, что каноны богатых и знаменитых людей не касаются, что у нас два канонического права: одно для обычных прихожан, другое для спонсоров. Вряд ли это доброе ощущение и желанное для Церкви", — сказал отец Андрей.
Как тут не вспомнить циничное выражение Пелевина из "Поколения П" — "солидный Господь для солидных господ"? А простым смертным остается безуспешно дергать дверь закрытого в праздник храма и вспоминать Оруэлла. Хоть Кураев и пишет, что это-то как раз было нормально, частная служба вполне допустима, во внеслужбенное время настоятель имеет право закрыть церковь — но к чему было стыдливо врать о "технической подготовке к празднику Пасхи"? Или у нас без Киркорова и Христос не воскреснет?
Читайте также: Pussy Riot: Блины или розги?
Идем дальше: что делать тем, чье религиозное чувство было возмущено и оскорблено поведением поп-короля? Чем, по большому счету, отличается его проповедь суррогатного материнства с храмового амвона (такого же, как и в храме Христа Спасителя) от плясок девок из Pussy Riot и их полуцензурного "панк-молебна"? Разве что тем, что "пусси", не задевая канонов, оскорбляли слух сомнительными выражениями, а Киркоров свои антицерковные речи вел гладенько и весело.
Но выступление панкушек вызвало грандиозный скандал и реальное тюремное заточение (уже два месяца сидят и еще невесть сколько будут сидеть), а выходка Киркорова — умильные улыбки. Хотя кому-то его речи показались не менее, а то и более оскорбительными. Тем более, что слишком уж очевидно выступило на поверхность умение "золотого тельца" и "мирской славы" сглаживать "шероховатые моменты", что выглядит куда противнее любого "панк-молебна". Или нам так и будут командовать — по поводу чего оскорбляться, а что стоит пропустить мимо глаз и ушей?
Вот интересно, а если бы Филя с амвона двинул бы речь в стиле "Богородица, Путина прогони"? Признали бы это кощунством? Что бы перевесило — его статус или его выходка? Вопрос сродни детской загадке "кто победит, если будет драка — кит или слон?".
Впрочем, будем милосердны. Скорее всего, выходка Филиппа Бедросовича объясняется не желанием оскорбить или противопоставить свое мнение церковным канонам, а обычным незнанием и традиционным павлинистым поведением. Увидел певец возвышение — и машинально на него вскарабкался. Устроил из крещения своей дочери обычное выступление. Привычка у человека такая, что поделать… В конце концов, разве мало людей, очень и очень далеких от православия и жизнью, и мыслями, но исправно приносящих крестить своих детей — "чтобы чего не вышло", "чтобы не болели", "потому что так положено"? И ничем такие горе-православные не лучше эпатажного Фили. Ведь главное, как ни крути — что над девочкой совершилось важнейшее Таинство, а ребенок не виноват ни в грехах отца, ни в грехах матери.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"