Война на поражение, информационный шум или просто великопостные искушения? Чем объяснить всплеск антицерковных настроений в СМИ и в интернете, случившийся в последние недели? "Правда.Ру" продолжает публикацию мнений людей, которые могут прояснить, что же происходит вокруг Русской православной церкви. Сегодня об этом говорят психолог и муфтий.
Православные отпраздновали Светлую Пасху, Воскресение Христово — праздник, вокруг которого из года в год, по недоброй традиции, шумят антицерковные настроения. Это свойственно не только для России: в западных странах "борцы с клерикализмом" и "бесстрашные противники" христианства приурочивают к самым святым для христиан дням — Рождеству и Пасхе — особо драматичные "разоблачения".
Например, Пасха 2006 года запомнилась всему христианскому миру взрывной "сенсацией" — нашлось так называемое "Евангелие от Иуды", чье авторство приписывалось несчастному ученику Христа, покончившему с собой после того, как он предал учителя. Тогда тоже писали, что его текст — это потрясение всех основ христианского вероучения. На поверку выяснилось, что "великое открытие" — это банальный гностический извод приблизительно II века, а громкое имя автора — всего лишь рекламный трюк. Но шуму и антихристианского кипежа было много.
В том же апреле ученые поразили воображение всех заинтересованных в теме, "раскрыв секрет хождения по водам". Говоря о знаменитом евангельском эпизоде, описывающем, как Иисус прошел по воде Галилейского моря, они заявили, что в этом нет ничего удивительного. Оказывается, Христос шел… по толстому льду. К такому действительно сенсационному выводу им удалось прийти, доказав, что температура в Израиле 1500-2500 лет назад могла на пару дней опуститься до минус двух-четырех градусов. Могла, правда, и не опуститься, но кого этим смутишь?
Как вышло, что в то же самое время на Галилейском море бушевал шторм, о чем пишет Евангелие, и апостол Петр, попробовавший дойти по воде до Христа, чуть не утонул — ученые не объяснили. Утопающий во льдах Петр — это, безусловно, очень суровое, а главное, научное зрелище. Также они обошли деликатным молчанием резонный вопрос: как за два дня при температуре в минус два градуса на Кинерете смог возникнуть лед, который выдержал бы вес взрослого мужчины?
Читайте также: Страсти Христовы и тайна иорданской находки
В 2005 году BBC попыталась подпортить христианам Рождество, пустив в эфир "документальный фильм", якобы доказывающий, что мать Христа, Дева Мария, не была непорочной. Какие именно "документальные" кадры легли в основу этого оскорбительного для христиан открытия — не ясно, но слово было брошено, а фильм показан. А в январе 2003 года, вскоре после праздника Рождества, неким горе-ученым "удалось доказать": все чудеса Христос и апостолы творили с помощью… марихуаны.
Поэтому не стоит удивляться, что и в 2012 году вокруг светлого праздника Христова Воскресения бушуют антицерковные скандалы. Право слово, было бы странно, если бы ничего подобного не случилось — вот тогда бы пришлось говорить о настоящем нарушении "обычая". Но следует отметить, что нынешний год действительно стоит особняком по накалу страстей и по разнообразию антицерковных выпадов.
Скандалы вокруг храма Христа Спасителя, вокруг часов и квартиры патриарха, вокруг эпатажных заявлений отца Всеволода Чаплина… море их. Что же это — банальная "дань традиции", великопостные искушения или настоящая информационная война, выходящая за рамки привычных наездов и нападок?
"Правда.Ру" продолжает спрашивать об этом людей, чье мнение может быть интересным и убедительным. Сегодня на вопрос о шумихе вокруг Церкви рассуждают психолог Михаил Хасьминский и муфтий Москвы и Московской области Махмут Велитов. Этих людей сложно обвинить в безоговорочной поддержке "церковных клерикалов". Шейх Махмут, например, считает, что скандалы вокруг Православной Церкви — это испытание, посланное ей Богом за то, что она не поддерживает мусульман…
Читайте также: Сребролюбие или дар любящих?
Комментарий шейха Махмута Велитова:
— Почему идет информационная война с церковью, и кто ее ведет?
— Аллах создал законы, по которым развивается человеческое общество. Если развитиеидет по светским законам, которые чаще не совпадают с Божьими законами, в дело вмешивается шайтан. Шайтан — дьявол, он заставляет людей совершать плохие поступки: не слушаться родителей, обманывать, воровать, быть капризными, злыми. Наркомания, пьянство, коррупция — также происки шайтана.
Светское общество живет по закону: "делаю что хочу, беру от жизни все, а дальше будь что будет". Поэтому когда нет идеологии, все рушится, и мы видим, что весь накопленный негатив выплескивается сначала на одних, потом на других. Вначале на мусульман, потом на православных и так далее. Сейчас постоянно внушают, что ислам — это экстремизм, и люди боятся нас. Навесили на мусульман ярлыки — ваххабиты, экстремисты, радикалы, неумеренные — а потом начинают говорить в целом об исламе, что он неумеренный.
— Почему нападки, в частности, на Православную церковь происходят именно сейчас?
— Во-первых, когда дело идет о строительстве двухсот церквей в Москве, то православная церковь естественно поддерживает это начинание, а когда мусульмане просят построить еще одну мечеть, ни Православная церковь, ни правительство нас не поддерживают. Эта несправедливость чувствуется Богом, и, наверное, Он посылает такие испытания. Я, конечно, не получаю от Бога прямую информацию, но предполагать могу…
Нужно выработать одинаковое отношение ко всем религиям: к иудейской, исламской и христианской, и если в школах преподают уроки ОПК или Основы иудаизма, то эти предметы должны преподаваться наравне. И если русских людей в десять раз больше, чем мусульман, то нужно строить мечетей в десять раз раз меньше, но нужно хотя бы дать мусульманам возможность построить достаточно мечетей…
- Получается, что с одной стороны, информационная война — это козни дьявола, а, с другой стороны, сами православные заслужили такое отношение?
— У нас очень любят дарить и получать подарки. Люди обычно приходят к священнику со множеством грехов, и некоторые из них надеются, что им спишут грехи за большое материально-подарочное вознаграждение. И когда кто-то из священников принимает это вознаграждение первый, второй раз, он привыкает к этому и уже, смотришь, часы дорогие покупает, а это ведь грех! Может быть, и из-за этого тоже происходят эти нападки на церковь. Нужно к Богу повернуться лицом, нужен принцип честности и справедливости, а не просто на словах быть хорошими, а на деле…
Читайте также: Бестселлер о жизни монахов от архимандрита
— А могут начаться гонения на церковь?
— Мы про будущее ничего не можем знать, а можем только молиться: "О Аллах, убери от нас дьявольские козни". Если наши правители не будут бороться с коррупцией, наркоманией и не будут относиться ко всем религиям одинаково, то такие казусы будут происходить постоянно. Изменения в нашем обществе происходят не от личной воли, а от правительственной, а мы должны помогать правителям. Наш Пророк Мухаммед говорил, что для того, чтобы была любовь между людьми, нужно иметь три вещи: поклонение Богу, доброжелательность к правителям, потому что у них есть администрация, советники, которые не знают Бога, а нужно, чтобы им давали советы духовные люди, и третье — люди должны принадлежать к коллективу, который знает аллаха, не отрываться от коллектива.
Если человек становится большим начальником, он отрывается от людей, и шайтан может внушить ему самые плохие мысли. Вот и наши начальники ездят на машинах и поэтому не знают нужды своих поданных. Давайте повернемся к Богу лицом и учтем Его пожелания, которые есть в трех Книгах: в Евангелии, Торе, Коране.
Комментарий психолога Михаила Хасьминского:
"Против Церкви ведется очень агрессивная информационная война. Если до выборов президента она шла в русле президентской кампании, и ничего не было слышно ни о Патриархе, ни о церкви, то после выборов война развернулась на другом фланге и теми же силами — только против Патриарха и церкви. Для информационной войны нужен информационный повод, это основа любой информационной войны. Повод можно высосать из пальца, его можно по-разному интерпретировать и развернуть в выгодную для нападающего сторону. Например, если бы Патриарх был абсолютным бессребреником, то начали бы говорить: "Это не Патриарх, а какой-то бомж!". Дело не в самом информационном поводе, а в тех интерпретациях, которых может быть сколько угодно.
Есть "свобода от", а есть "свобода для". Церковь сама по себе — строгий институт и всегда находится в противостоянии тенденциям "свободы от". Это вызывает сильное раздражение у противника, они не могут не видеть в церкви сильного игрока, и поэтому хотят естественным образом нейтрализовать его. Удар наносится по церкви как институту и наносится профессионально, бьют по штабам, по Ее главе — Патриарху и епископату, потому что рядовые участники им не особенно интересны…
Если бы эти часы-квартиры были на каком-нибудь рядовом батюшке, то по нему не имело бы смысла наносить этот удар. В принципе, личность Патриарха тоже особенно не интересует тех, кто это делает, но просто через Патриарха удобнее бороться со всей церковью, поскольку фигура значимая…
Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?
— Видимо те, кто пытаются наносить эти удары, так наивны, что предполагают уничтожить церковь, про которую Христос говорил: "… И созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее"?
— Есть люди, которые либо к вере не пришли, либо выступают просто внешними наблюдателями. Сейчас наступило время внешнего и наносного, продукт оценивается не по внутренним, а по внешним качествам. Чтобы судить о человеке, надо узнать его душу, а для этого надо знать его не один день. О церкви тоже очень часто судят внешне. И те, кто на нее сейчас нападают, не едут, например, в монастырь, чтобы узнать внутреннюю жизнь церкви, или не стремятся провести на службах с Патриархом целый день или даже месяц, после чего не захочешь уже ни часов, ни квартир.
— Ну, а почему люди тогда начали так рьяно это обсуждать?
— А что вообще сегодня люди больше всего обсуждают? Преступления, сплетни, звезд, трупы. Огромное количество невежд просто не хотят серьезно ни в чем разбираться. Смотрите, мало кто изучает Церковную жизнь, стремится понять внутреннюю сущность православия. Эти люди обычно понятия не имеют, что такое Литургия, а слово "канон" путают с "клиросом". Но зато этим людям подаются поверхностные факты — вот смотрите, часы, квартира, как все плохо и кому верить вообще, если у церкви такой предстоятель, разве это церковь?! И невежды на это клюют.
Похожая ситуация была и перед французской революцией, и перед революцией 1917 года. То, что сейчас происходит, никак не отличается от того, что происходило в те годы. Те же глупости достаются из замшелого провонявшего мешочка известного председателя воинствующих безбожников Минея Губельмана (Ярославского), но на все эти глупости уже даны многочисленные ясные и достойные ответы, но чтобы их понять, надо научиться разбираться, читать книги, а самое главное, пытаться вникнуть в эти ответы, а не только смотреть по ТВ современных познеров и швондеров.
Читайте также: Уход от бездуховности для галочки
Еще раз скажу, что судить о церкви по внешнему — это как судить о содержании мудрейшей, умнейшей книги по обложке. Так в основном и судят те люди, которые атакуют церковь. Они хотят эту обложку информационно скомкать, загрязнить, а потом сказать, что она некрасивая, и предлагают вам ее выкинуть.
Церковь сейчас — открытый институт. Практически в каждом городе открыт храм, приходы, и поэтому церковь сейчас живет, как в аквариуме. Если у каждого блогера-писаки дома и на работе поставить камеры, про него можно будет столько рассказать сплетен, слухов, интерпретируя по-разному все его действия, что мало никому не покажется. Поэтому и церковь, живущая в таком открытом пространстве, не может не давать поводов для разговоров, но при этом она задает высокую планку нестяжания и святости. Эта планка — идеал, можно стремиться к идеалу, но далеко не всегда можно его достичь…
Каждый учитель учит доброму, каждый врач говорит о профилактике. Но не каждый врач соблюдает строго абсолютно все, и не каждый учитель сам достигает неземной доброты. И ведь никто и не требует с них этого! Церковь, которая задает невероятно высокий образец святости, — не исключение.
— А Pussy Riot — это тоже часть информационной войны?
— Это часть войны, которая наносит очень большой вред церкви, потому что теряются тысячи душ, которые могли бы прийти в церковь, но отходят, и в первую очередь, те, кто глубинно не постиг смысл веры, хотя мог бы со временем это сделать.
Читайте также: Pussy Riot — цинизм или вольница?
Читайте также: Pussy Riot: Блины или розги?
— Как происходят эти нападения в интернет-пространстве? Какими силами они проводятся?
— Есть те, кто пишет откровенно заказные материалы. Распространяют их некоторые ангажированные СМИ. Также участвуют в этом деле так называемые тролли, фэйки — это те люди, которые за небольшую плату это делают в блогосфере, обычно создавая нужные комментарии. И эта технология хорошо известна: один и тот же человек под разными никами оставляет разные комментарии. Тут ведь важно, чтобы негатив достиг критической массы, а для этого достаточно не так много блогеров и новостных лент. А дальше недалекие поверхностные ребята это подхватывают и начинают разносить дальше, делая это абсолютно бесплатно.
Все происходит, как с грязью: ее не надо разбрасывать по всему городу, достаточно наложить огромную кучу на центральной площади, ну, а дальше ее разнесут по городу на ногах. Ну, и, конечно, игроки инфовойны знают, как важно подать информацию первыми… Ведь людям потом крайне сложно менять мнение, и тут тонкий расчет, что недалекие люди разбираться не будут…
— Разве в России столько недалеких людей? К тому же 80 процентов православных…
— 80 процентов якобы православных не знают даже Символа веры. А вообще, недалеких, поверхностных людей всегда и во все времена было больше, чем умных и глубоких, потому что, чтобы быть не поверхностным, надо к этому стремиться, для этого нужно идти вверх, а лежать у подножия горы легче, чем карабкаться и ползти вверх. И всегда тех, кто карабкается, будет меньше, чем тех, кто валяется у подножия горы. Но никогда борьба с церковью не приводила к положительному результату.
Например, разговоры о богатстве Церкви и храмов остро звучали в 1920–1930 годах. В сознание людей внедрялась мысль, что они голодают, а церковь вся в золоте. Ну, поснимали золото, убили многих священников, разорили храмы и куда это все пошло?! Ротшильдам, Шиффам и прочим персонажам, которые эту революцию финансировали. Они получили деньги, а уж совсем не голодающие. И если кто-то сегодня рассчитывает ударить по Церкви, чтобы ему после этого что-то досталось, то он сильно обманется. Ничего ему не достанется, кроме развала страны, наркоманов, дальнейшего насилия, грязи и скатывания в дикость и в грех, которые будут следствием дальнейшей бездуховности.
Читайте также: Нужна ли христианину гражданская позиция?
— Как можно помочь церкви победить в этой информационной войне?
— Православным нужно грамотно отвечать на выпады в интернете, искать грамотную информацию по теме, не лениться, делать перепосты, доносить эту информацию до как можно большего количества людей, и уж лучше потратить на это три часа, чем обсуждать непонятные новости, переписываясь на незначительные темы. И если православные блогеры будут говорить о позитивном, что есть в церкви, то это тоже будет огромным противостоянием этим нападкам. И уж, конечно, категорически нельзя вести себя как простые сплетники, разнося по интернету обычные слухи вместо того, чтобы попытаться глубоко вникнуть в эту проблему.
— Ну, а как верующие люди могут в целом этому противостоять?
— Людям нужно задуматься о собственной душе и попытаться глубинно созидать душу. Церковь — это лечебница, это не то место, где автоматически происходит выздоровление души, но здесь созданы все условия, чтобы это происходило. Естественно, кто-то может сделать это без церкви, можно лечиться амбулаторно, но если у тебя серьезная болезнь, то ты без стационара не обойдешься. Но разломав стационар, ты совсем лишаешься какой-либо возможности излечиться. Сейчас общество в некоторых случаях представляет из себя ненормальных людей, которые, посчитав, что у главврача дорогие часы, хотят разломать больницу, а сами останутся больными, лежащими у этих развалин.
В первую очередь, до них надо донести, что душа их больна, во-вторых, предложить им лечится, а не ломать. Ну, и, конечно, нам всем, православным, надо утверждать веру не столько на словах, но в наших действиях, поступках, делах. Вот тогда у этих информационных пакостников не останется ни единого шанса получить гешефт на разрушении Церкви, которую они и их последователи не могут уже одолеть 2000 лет.