Как выглядел Господь Иисус Христос? До наших дней дошли письменные свидетельства, но для миллионов верующих самое точное Его изображение несет Туринская плащаница — кусок ткани, в который, по легенде, было завернуто Тело Христово при погребении. Многолетние исследования так и не смогли однозначно подтвердить или опровергнуть истинность реликвии.
Свидетельства о внешности Бога-Сына дошли до наших дней. Например, проконсул Иудеи Публий Лентул извещал римский сенат: "Этот Человек высокого роста и строен. Его лицо строго и весьма выразительно, так что те, которые взирают на Него, не в состоянии не любить Его и вместе не бояться. Его русые волосы опускаются гладкими до низа ушей и оттуда падают волнистыми локонами на самые плечи; они разделены наверху головы, как у назареев. Чело гладкое и спокойное, лицо совершенно чистое…
Читайте также: Ученые назначили Тайную вечерю на среду
Взгляд имеет приятный и открытый. Нос и рот весьма правильны. Борода довольно густая, небольшая, одинакового цвета с волосами головы, разделяется на две части на подбородке. Глаза голубые и чрезвычайно живые. В Нем заметно что-то грозное, когда Он делает выговор или упреки, между тем как кротость и ласковость сопутствуют всегда Его наставлениям и поучениям… Стан Его стройный, руки длинные и красивые, плечи прекрасны. Речь Его величественная и плавная, но говорит Он, вообще, мало. Наконец, видев Его, нельзя не признаться, что это один из красивейших мужей".
Миллионы христиан верят, что подлинный облик Христа отразился на знаменитой Туринской плащанице, которую еще называют пятым Евангелием. О плащанице Господа Иисуса Христа нам повествуют все четыре канонических Евангелия. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: "Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса… Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба".
На третий день по Воскресении Христовом ученики Спасителя, войдя во гроб — небольшую пещеру, увидели, как повествует Евангелие, одни пелены лежащие. Эти пелены и есть плащаница, ставшая святыней для учеников Христовых. Как ни удивительно, но мы имеем веские основания полагать, что плащаница, в которой было погребено тело Господне, сохранилась до наших дней.
Знаменитая Туринская плащаница представляет собой кусок полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На ткани имеются два образа обнаженного мужского тела в полный рост, расположенные голова к голове. На одной половине плащаницы видно изображение мужчины со сложенными впереди руками; на другой половине — то же тело со спины.
Изображение на плащанице неяркое, оно дано желтовато-коричневым цветом разной степени насыщенности. При этом оно достаточно детально: можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Исследования показали, что оно совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего практически невозможно достичь рукой художника.
Читайте также: Страстной понедельник: проклятие смоковницы
На плащанице имеются следы крови: от кровоподтеков на голове, от шипов тернового венца, от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, от ударов бичей на груди, спине и ногах, от раны в левом боку. Совокупность фактов, полученных при научном анализе плащаницы, согласуется с евангельским повествованием, согласно которому, тело Иисуса Христа лежало в погребальной пещере на одной половине плащаницы, а другая половина, обернутая через голову, покрывала Его тело сверху.
До вторжения крестоносцев в Константинополь в 1204 году (IV Крестовый поход) плащаница хранилась в этом византийской столице в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной Неделе и каждую пятницу. Затем плащаница была вывезена в Западную Европу, и, начиная с 1578 года, находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название "Туринская". Реликвия хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя.
На протяжении веков плащаницу много раз проверяли на подлинность, например, варили в масле или терли в присутствии людей. Она несколько раз пострадала в огне пожаров. Но ее ткань упорно сохраняет темно-коричневый отпечаток.
В 1898 году профессиональному фотографу Секундо Пиа впервые разрешили сделать фотографии Туринской плащаницы. В своих воспоминаниях об этом событии он писал, как вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял свое открытие. Все обстояло именно так: на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав с нее негатив.
Читайте также: Отец Георгий: Без жертвы нет любви
С этого дня начинается научный этап исследований плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих изысканиях. Плащаница стала "пятым Евангелием" и для тысяч современных ученых, которое привело некоторых сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она — послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.
На плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Его удивительный лик исполнен мира и неземного величия, хотя и несет следы тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах раны от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но лишь плащаница свидетельствует о том, сколь жестоким оно было. Воинов, избивавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические наконечники, как было принято в римской армии. Ударов было не менее 40-ка, они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что пронзили кожу голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Научные исследования 1978 года должны были выяснить природу изображения, определить происхождение пятен крови и объяснить механизм возникновения образа на Туринской плащанице. Они проводились прямо на плащанице, однако не повреждали ее. Результаты экспериментов можно суммировать следующим образом.
Анализ ткани показал, что образ на ней появился не при помощи каких-либо красящих веществ, а стал следствием изменения структуры материи. Такое может произойти или при нагревании материала, или при воздействии на него какого-либо излучения, от ультрафиолетового до среднего рентгена.
Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна на плащанице — кровяные. Было доказано, что следы крови появились на ткани до возникновения на ней образа. В тех местах, где оставалась кровь, она как бы экранировала полотно от изменения его химической структуры. Более изощренные, но менее надежные химические исследования показывают, что кровь была человеческой, ее группа — IV (АB).
В-третьих, в 1973 году на плащанице были выявлены следы пыльцы растений — в том числе и характерных лишь для Палестины, Турции и Центральной Европы, тех стран, где предположительно пролегал исторический путь знаменитого полотна. Так естественнонаучные исследования смыкаются с исследованиями историков.
Читайте также: Memento mori: от безверия к вере
Первая гипотеза о возможном механизме возникновения образа на плащанице датируется X веком, ее выдвинул архидиакон Григорий из храма Святой Софии в Константинополе. До разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году плащаница хранилась в Восточной Православной Церкви. Архидиакон Григорий сделал предположение, что нерукотворный образ возник буквально "из-за испарины смерти на лице Спасителя".
Во всех гипотезах предполагалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань плащаницы, был естественной природы. При этом одни считали, что и его источник также естественной природы, другие же настаивали на том, что этот естественный фактор был следствием сверхъестественного события — воскресения Иисуса Христа.
Исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что неизвестный фактор не был естественного происхождения, а был, по-видимому, некой божественной энергией. В момент воскресения она переполнила тело Иисуса Христа. Эта энергия, возможно, была подобна той, в которой сила Божия являлась в чудесах из Ветхого Завета: например, явление Бога в "столпе огненном", когда Он выводил народ израильский из плена египетского, или "огненная колесница", в которой Илия был вознесен на небо.
Плащаница словно "говорит" нам, что воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани. Таким образом, на плащанице запечатлено не только физическое тело Иисуса Христа, но Его Тело по воскресении.
Радиоуглеродный анализ датировал ткань плащаницы XIV веком. Тем не менее, химик Рэй Роджерс из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (США, штат Нью-Мексико), ранее называвший Туринскую плащаницу "умелой средневековой фальсификацией", признал подлинность христианской реликвии перед гигантской аудиторией телеканала Discovery. В этом его убедило исследование ученых-любителей Сью Бенфорд и Джо Марино из Огайо, которых он прежде считал "лунатиками".
"Я разозлился и не поверил этим двум ученым, — признался тогда Роджерс. — Но, проверив другой кусок ткани, взятый от плащаницы в 1978 году, я нашел в нем хлопок. Волокна были аккуратно и твердо приклеены к материалу — это показывает, что его восстанавливали после частичного разрушения и делали это с любовью. Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская плащаница состоит из разной ткани, относящейся к разным эпохам. Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными… Сью и Джо были абсолютно правы".
Читайте также: Мария Египетская — преображенная блудница
Были и прямые попытки признать Туринскую плащаницу подделкой. Один итальянский ученый заявил, что создал ее дубликат. Однако позже он признался, что его исследование финансировала итальянская Ассоциация атеистов и агностиков.
Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах. Так, летом 1997 года, когда мир готовился отпраздновать столетие научных исследований реликвии, в соборе Турина произошел страшный пожар. Помещение, где она хранилась, выгорело полностью. Однако пожарному, спасшему драгоценный покров, удалось обычной кувалдой разбить пуленепробиваемое стекло и вынести святыню. Позже он говорил, что внезапно почувствовал в себе геркулесовой силы.
В 1997 году точную копию Туринской плащаницы (всего в мире их пять) ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и другие ученые.
В московском Сретенском монастыре выставлена для поклонения копия Туринской плащаницы. 7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный образ Спасителя.